Салимóненко Дмитрий Александрович

Разное
В общем-то, невелика тема, как говорится. Однако, так как она то и дело пригождается мне в использовании, решил таки написать о ней.
Купили мы с женой ее в 1997 г. Тогда еще в Уфе в Сипайлово был рынок автомобильных запчастей и на нем продавались так же бензопилы (и запчасти к ним), электропилы, сантехнические детали, ну, и т.п. Конечно, тогда не было еще такого ассортимента, как сейчас.
Собственно, из бензопил продавались, если я не запамятовал, "Уралы", да "Дружбы". И, может быть, еще "Тайга" (или как правильно). И всё. Урал - помощнее, чем Дружба. Поэтому, собственно, его и купили.
Помнится, купили, продавец там же завел ее, проверил. Потом мы ее еще "прогазовывали", т.е. она работала на холостом ходу примерно сутки (с перерывами), как положено по инструкции. Ну, а потом... Потом чего она только не пилила.
Сейчас (2024 г.) ей исполнилось, получается, 27 лет. Т.е. срок, в общем-то, не слишком высокий, вовсе не как у одного из холодильников, к примеру. Но, конечно, она уже - не новая, состояние - не как "в смазке", не "только что из упаковки". Просто она работает, как положено, да и всё.
После лет так 10-15 эксплуатации я решил таки устранить некоторые заводские недочеты. Их - немного, но были.
Доработки
Вот что я доделал:
- Модернизировал регулировку оборотов холостого хода. Штатная конструкция такова, что для регулировки необходимы гаечные ключи. Понятно, что в ходе пиления идти и искать ключи - не самое лучшее занятие. Поэтому я переделал регулировочный винт так, чтобы можно его было закручивать от руки - прямо в процессе работы, не выпуская пилу из рук. Однако, со временем, вследствие вибраций, этот винт постоянно отвинчивался. Поэтому пришлось сделать пружинный фиксатор этого винта. Этот фиксатор несколько увеличил силу откручивания винта (которую, если надо, можно существенно снизить, слегка отжав фиксатор), теперь он самопроизвольно не откручивается.
- Добавил фильтр топливной смеси между карбюратором и бензобаком.
- Добавил воздушный фильтр. Интересно, но штатного завод почему-то не предусмотрел. Поэтому, разумеется, готового такого фильтра в продаже нет. Поэтому я периодически покупаю воздушный фильтрующий элемент, например, от бензинового триммера и, после небольших манипуляций с ним, устанавливаю прямо под прямоугольную крышку, расположенную сверху карбюраторного отсека.
- Шланг подвода топлива штатно был из ПВХ. Однако, этот материал со временем дубеет так, что снять его потом. через несколько лет, невозможно без повреждения. Поэтому заменил его на резиновый - который используется в качестве подвода бензина к топливному насосу (карбюраторного) автомобиля.
- В отличие от "Дружбы", имеющей достаточно устойчивые опоры - ножки, "Урал" практически вообще не имеет таковых, поэтому от вибраций при работе то и дело норовит завалиться на бок, если не держать его в руках. Поэтому я приделал внизу по бокам корпуса две опоры. Сделал свою конструкцию, из небольших легких трубок, а не так, как предлагают обычно на соответствующих тематических форумах в интернете.
- Когда пилишь в замкнутом пространстве (например, в сарае), то вскоре помещение заполняется выхлопным газом. Чтобы не дышать им, приделал на глушитель специальный легкий фланец. А к нему, путем другого (быстросъемного) фланца, крепится толстый, 5 см внутренним диаметром, резиновый штанг. Длиной несколько метров. примерно такой, который используют на автосервисах при необходимости обслуживания автомобиля с работающим двигателем. И перед тем, как начать пилить, вначале я быстро (несколько секунд) присоединяю этот шланг и направляю его куда-нибудь подальше. В итоге, практически весь выхлопной газ выходит уже поодаль, а не прямо под нос. Соединение сделал быстросъемным, без использования ключей или иного инструмента. Но, надежным.
- Кнопку быстрой остановки убрал. Ибо есть мнение, что после ее использования может перегореть магнето.
И, пожалуй, все доработки.
Ремонты
За 27 лет ремонты, конечно, были (перечисляю не в хронологическом порядке):
- Замена поршня с коленчатым валом в сборе. Одно время пила как-то плохо заводилась, постоянно глохла при работе. Поэтому в итоге заменили поршень и т.д.Хотя, тогда еще ремонт делал один мастер-слесарь. Пила отказывалась заводиться. Он-то и предложил сделать замену. Это сейчас я понимаю, что надо было лишь кольца заменить.
- Замены карбюратора. Его я менял раза 3-4. Пока... мне это не надоело. После чего - досконально разобрался в его работе. В итоге, понял, что вместо замены требуется лишь грамотная регулировка и прочистка. И, самое главное, прочистка отверстия в цилиндре и картере двигателя, через которые проходит топливная смесь.
- Замена пильной шины. Видимо, та, что стояла с завода, как-то искривилась. В итоге, плоскость реза постоянно искривлялась в одну сторону, т.е. ровный распил на мало-мальски серьезном диаметре бревна (от 40...50 см) уже не получался.
- Ремонт бензокрана в районе бензобака. Штатный отстойник я убрал (так как все равно есть теперь топливный фильтр), поэтому пришлось в том месте слегка переделать.
- Прочистка каналов для поступающей бензомасляной смеси. Дело в том, что "Урал" имеет несколько "хитрую" систему подачи топлива, т.е. это вовсе не простая конструкция "Дружбы". А каналы, проходящие, в том числе, через цилиндр, иногда засоряются. Поэтому один раз (или, может, два раза) мне пришлось их прочищать.
- Замена магнето. Оно, если неисправное, может иногда подавать искру и пила даже может работать какое-то время. Но, в итоге быстро зарастает нагаром свеча и можно подумать, что виноват карбюратор, сама свеча, высоковольтный провод или даже цилиндро-поршневая группа.
- Замена высоковольтного провода.
- Замены сальников коленчатого вала (раза 3-4, пока не додумался установить воздушный фильтр).
- Замены свеч (раз 5-7).
- Замена приводной звездочки цепи.
- Ремонт сцепления. Однажды поставил новое, потом сломалось и оно. В итоге - приварил там кое-что.
- Ремонт пускового стартера. Лет 15-20 назад я купил было новый стартер. Но, увы, он прослужил лет 5, после чего вообще перестал работать. Поэтому я ремонтировал штатный (родной) стартер. Раза, наверное, 3-4.
Ну, и, конечно, периодическая заточка/замена пильный цепей. И, собственно, всё. Иных ремонтов не припомню. Скоро, похоже, предстоит еще одна (вторая) замена приводной звездочки, передающей усилие на цепь.
Подробнее об установке воздушного фильтра
В общем-то, конструкция вполне предусматривает его наличие, однако с завода его там не было, почему-то. Видимо, изготовитель решил, что этот фильтр все равно будет вскоре выброшен - ведь бензопилы-то в СССР эксплуатировались, в основном, в сельской местности. А откуда там новые фильтры. Поэтому весь заслон от пыли и мусора - это пару мелких сеток на верхней крышке. И что было в итоге?...
В итоге мелкая пыль попадала в камеру сгорания, разумеется, беспрепятственно. Однако, так как изнутри цилиндр покрыт хромом,
то он практически не изнашивается. Как правило, достаточно очередной замены колец, чтобы пила вновь начала работать, как положено.
Однако, проблема не только в этом. Дело в том, что двигатель-то - двухтактный. Там бензомасляная смесь, перед попаданием в камеру сгорания, вначале попадает в картер двигателя, туда, где находится коленчатый вал. При этом масло, содержащееся в смеси, смазывает его подшипники.
НО, при этом пыль, попадающая из воздуха, так или иначе попадает под сальники коленчатого вала. Что в итоге приводит к их довольно быстрому износу. В результате - образуется подсос воздуха. А он приводит к колебаниям частоты оборотов. Это - так называемая "болезнь" бензопил "Урал", в чем каждый может убедиться, почитав тематические форумы в интернете.
Однако, по мере обеднения смеси наступает предел и двигателю уже не хватает топлива для работы и тогда обороты начинают сильно падать. В итоге подсос воздуха уменьшается, обороты еще сильнее падают. А затем - вновь начинают расти, т.е. процесс может повторяться.
Строго говоря, нестабильность оборотов бензопилы "Урал" на холостом ходу - сигнал к необходимости замены сальников коленчатого вала.
Однако, когда я установил воздушный фильтр, пыль практически перестала попадать в картер двигателя. В итоге - сальники перестали быстро изнашиваться. И, как следствие, теперь обороты на холостом ходу не "плавают". Т.е. та самая "болезнь" исчезла. Впрочем, иногда все же требуется слегка отрегулировать частоту оборотов (например, если двигатель недостаточно прогрет), поэтому я и модернизировал регулировку, чтобы облегчить и ускорить ее.

Наиболее удобным оказалось - установить круглый воздушный фильтр от какого-то триммера. Однако, его диаметр слегка превышает внутренний размер крышки, расположенной сверху, над дроссельной заслонкой и карбюратором. Поэтому решение - простое: я слегка сплющиваю этот фильтр в тисах.
И вот тут пришла на помощь экономия со стороны производителя фильтра. Его металлические детали сделаны из очень тонкого металла. Поэтому фильтр деформируется легко, вообще без проблем. Потом его (появившиеся вмятины) нужно слегка подточить. А дальше - установка на герметик. И - на пару лет обеспечена чистая. ровная работа двигателя.
Правда, еще пришлось выточить специальную пластину.
Можно также, путем небольшой переделки, установить воздушный фильтр от "Хускварны". Правда, тогда придется изготовить другую крышку.
Доработав и этот фильтр (ибо он раза в 3 больше по площади поверхности, чем тот, что от триммера), я решил сделать вокруг него не только крышку (чтобы тормозилась основная масса пыли, опилок), но еще и сетку. Ибо стандартная крышка бензопилы с мелкими сетками уже не подходит - слишком маленькая.
Стал искать сетку... В уфимских магазинах, судя по всему, нету. В интернет-магазинах - есть, но там - слишком большие минимальные объемы продаж. Мне ведь надо всего-то пару квадратных дециметров. Хм...
И, как всегда, на Алиэкспресс оказалась просто масса продавцов, торгующих подобными сетками с самыми разными размерами отверстий. Разница, разве что, в стоимости, габаритных размерах, сроке доставки и надежности продавца. В общем, заказал пару небольших сеток (с разными размерами отверстий). Общая стоимость заказа - аж 400 рублей. Российских. А доставка - так вовсе бесплатная. М-да... Даже стало как-то противно, глядя на окружающее.
Не, "за державу" уже не обидно. Это у меня уже в прошлом. Ежели уж ее, российское т.е., население, в большинстве своем, ТАК решило, что... ну, НЕ НУЖНА ЕМУ нормальная страна - так и поделом, стало быть, и не нужна. На нет - и суда нет. Радуйтесь теперича, ага. Или еще не поняли?... Интересно, есть на территории россии ТАКИЕ, кто так еще и не понимает, не знает, КАКОВО будет скорое будущее?... Да, есть, ага, и очень много их. Всё еще.
Т.е. вопрос не об этом. Вопрос лишь один-единственный: ребят, ну почему вы многие - такие, а?... Вот куда ни посмотреть - всё через одно место ведь у вас... Т.е. понтов-то много, многие тут такие крутые и блатные, ага. Нахальства, хамства и т.п. - не занимать. Этому-то научились. Особенно у местных шестерок, кто прислуживает блатным (хоть взять, скажем, кафедру университета, где я работал раньше). А эту "несчастную" сетку - так ни сделать, ни продать-то неспособны, боже мой. Приходится заказывать ее за тысячи километров в Китае - ровно столько, сколько надо и, попутно, очень недорого. Не страна, а отстойник какой-то.
И вы что, неужели же даже четко зная все это, еще и надеетесь на что-то там "лучшее будущее"?... Что, в самом деле, неужели?... Это у вас откуда надежды-то такие? От ваших понтов и повышенных хамства/наглости, да? Болезнь под названием оптимизм? Или что-то из серии "да ладно, мы блатные, все равно не пропадем", да?
Ну-ну)).
Кстати, о воздушном фильтре. Как-то стал я обращать внимание, что после его установки бензопила работает дымновато, т.е. - слишком богатая смесь. Причем, регулировки смеси не помогают. Видимо, мало воздуха. Ибо фильтр от триммера, все-таки, рассчитан на двигатель меньшей мощности. Поэтому решил я приделать воздушный фильтр от Хускварны.

Вот он как выглядит. На верх пошла часть консервной банки от кофе, полежавшей в сарае лет 30. Наконец-то. нашедшей свое применение.
Сам фильтр пришлось слегка доработать. В частности, я рассверлил отверстие до ∅10 мм. Также снизу это отверстие пришлось слегка расточить, чтобы оно лучше садилось на стержень, крепящий крышку картера карбюратора.
Гайку-барашек, конечно, можно было бы купить в магазине, но тогда пришлось бы ехать, искать. Поэтому я сделал ее самостоятельно - так проще и быстрее.
Кстати, это - гайка с верхнего конца переднего амортизатора Нивы. Интересно, что за 20 лет эксплуатации три ее грани съелись коррозией ТАК, что она стала подходить под размер ключа меньшего диаметра. При этом границы между ее гранями не почему-то закруглились. На амортизатор она, разумеется, уже не подойдет, а вот для подобного рода вспомогательных вещей - вполне.
Сетку взял готовую, только отрезал часть, да сварил встык. Потом поверх нее будут две мелкие сетки - 30 меш и 60 меш (когда они приедут с Алиэкспресс). Это соответствует размерам отверстий примерно 0,7 мм и 0,2 мм. Чтобы перед фильтром задерживалась основная масса пыли.
Попутно решил потренироваться и приварить загнутые полоски металла консервной банки (толщиной 0,2 мм) к ее днищу (толщиной 1,5 мм). Электродом ∅1,6 мм.
По идее, где-то даже получилось нечто похожее на сварку, но, конечно, это так себе. На оценку 3-. А то пишут, что спецы могут приваривать, скажем, две консервные банки встык друг к другу. Причем, электродом - тройкой, а не 1,6 мм. Это, конечно, на практике полностью бесполезно, ибо такие вещи лучше паять, а не варить. Делают это, разве что, для демонстрации своих навыков.
Затем подумалось: а, может, использовать оба фильтра - один поверх другого? Ибо у триммера, все-таки, менее мощный двигатель, ему надо меньше воздуха. А для Урала он, похоже, маловат. Ибо с ним пила все равно немного дымит, т.е. топливная смесь - переобогащенная. А если будет два фильтра - воздуха будет еще больше, и они реже будут засоряться. Да и штатная крышка без дела не будет лежать...

Примерно в таком виде, как на рисунке. Ибо сверху места-то много, фильтр может быть высотой хоть 20 см.
Теперь-то воздуха точно хватит. Правда, придется еще сделать прокладку между изготовленным корпусом для фильтра и штатным. Даже не знаю, есть ли в магазинах что-то похожее - для автомобилей или других бензопил.
Кстати, теперь я понял, что следовало использовать ВЕРХНЮЮ часть консервной банки от кофе, а не нижнюю. Дело в том, что верхняя часть содержит широкую крышку, которая может открываться, т.е. удаляться. Т.е. было бы очень удобно, если использовать оба фильтра. При этом было бы широкое отверстие для прохода воздуха сверху.
А если использовать только один фильтр - от Хускварны - то крышку нужно было бы, наоборот, одеть. Т.е. даже ничего придумывать не надо было бы. А так - теперь придется делать большое отверстие и обеспечивать возможность его закрытия, при желании.
В общем, посмотрим.
Ремонт стартера
Новый, купленный взамен заводского, поработал лишь несколько лет (лет 5), потом вообще перестал работать. И ремонту он, судя по всему, едва ли подлежит. А у ста́рого (которому также 27 лет, как и самой пиле) периодически появляется проблема: при дергании пусковой рукоятки храповик стартера не до конца выходит наружу и в результате - не зацепляет зубья, расположенные на конце коленчатого вала. Т.е. повернуть его становится невозможно.
Что я сделал. Вставил тонкое металлическое кольцо (согнутую пластину) вдоль храповика. В итоге, слегка возросло трение и его стало хватать, чтобы при дергании рукоятки храповик вылазил наружу, как положено.
Однако, через сколько-то лет эта пластина, видимо, износилась и проблема появилась вновь.
Так что же... Тогда я начал вставлять клинья между пластиной и корпусом стартера. Проблема вновь исчезает на время (на несколько лет).
Думается, что идеальным решением было бы - изготовление пружинной пластины. Я-то сделал ее пока из обычной, мягкой стали.
Или можно сделать поперечные пружинные подпоры, упирающиеся в храповик стартера поперек его оси, что обеспечило бы постоянный прижим.
Хотя, по идее, надо бы иную конструкцию стартера. Вроде бы, в современных бензопилах стартеры работают без особых проблем.
Высоковольтный провод
Внутри его наконечника, который надевается на резьбовую часть свечи, есть металлическая трубка, а там - прорезь и в ней - пружинная проволока, служащая как бы фиксатором (чтобы наконечник не соскочил со свечи в процессе работы бензопилы). Однажды я обнаружил, что эта проволока куда-то делась. Хм... Как же ее вставить там, в глубине наконечника... Иначе, если провод соскочит при работе двигателя, может перегореть магнето.
Решил снять резиновое "мягкое" (точнее, когда-то бывшее мягким) кольцо с наконечника и... тот вообще обломился. Видимо, от возраста. Впрочем, карболит - он сам по себе хрупкий. А ехать покупать новый мне не хотелось, ибо - долго. Поэтому решил отремонтировать. Благо, то металлическое отверстие теперь, после отлома части наконечника, стало гораздо доступнее, уже не в глубине. Ну, в итоге из подходящей пружины изогнул аналогичную проволочку, вставил по месту. Ну, а обломанную часть наконечника аккуратно вставил обратно, да скрепил при помощи изоленты.
Зато теперь это наконечник стал "разборным". Так даже удобнее будет ремонтировать его в будущем, если понадобится.
Недостатки бензопилы "Урал"
Конечно, по сравнению даже с мощными современными бензопилами ее класса, она - довольно тяжелая. Похоже, она даже тяжелее, чем "Дружба". Однако, зато при пилении ею нет необходимости сильно нагибаться вниз. Многие лица мужского пола сразу вспоминают про поясницу, когда идет речь об этой пиле.
Однако, чаще теперь я лишь поддакиваю собеседникам. Ну, да, мол, тяжелая пила, ага. Ибо разговоры о позвоночнике практически ДЛЯ ВСЕХ - тема недосягаемая. Ну, примерно как об бытии, позитронах или инопланетянах. Я уже вполне убедился, что многим окружающим гораздо удобнее мучиться со своей спиной, с позвоночником, чем пытаться это исправить. Максимум, на что они способны в этой связи - это обсудить, к какому врачу следует обращаться (хирург или же пока ортопед), а также - какие таблетки пить, "чтобы не болело". Ну, некоторые делают какие-то компрессы, прогревания и прочую ахинею. Вне зависимости от возраста, пола и профессии. Поэтому я уж ничего не говорю вслух, помалкиваю. И даже не задаюсь вопросом из серии "ну, почему вы такие".
Есть также недостаток - довольно большие размеры. Скажем, разместить ее на сидении легковой машины - как-то не очень. Хотя, можно, конечно, снять пильный редуктор вместе с шиной. Это, по идее, очень быстро. Но, таки надо снимать.
По идее, в ней нет устройства, блокирующего пиление при сильном отскоке пилы (в целях безопасности). Но... "Уралу" такое устройство совершенно не нужно. Во-первых, это - тяжелая пила, поэтому сильно отскочить она попросту не сможет. А, во-вторых, ведь пильщик при всем желании не сможет находиться рядом с пильной цепью - ведь она расположена внизу, практически у поверхности земли. В-третьих, пильщик держит пилу практически на вытянутых руках, так еще и руки опущены вниз (т.е. находятся в естественном положении). Поэтому даже если и будет (теоретически) отскок - пила не сможет подпрыгнуть вверх выше. чем на 5-10 см. Т.е. в этом плане она совершенна безопасна - именно в силу конструкции. Собственно, СКОЛЬКО я перепилил гвоздей (по недосмотру), даже толстых, но никогда пила не отскакивала; можно сказать, она даже не замечала их, цепь только тупилась.
А вот практически все современные конструкции, аналогичные конструкциям электропил, приходится держать на вытянутых вперед руках. Так они еще и легкие (и правильно, ибо тяжелую на вытянутых руках держать у подавляющего большинства людей долго не получится). Поэтому, да, там, если пила вдруг отскочит - она вполне может отскочить в направлении головы, и это очень опасно. А ведь пильная цепь в процесса работы находится всего-то на расстоянии сантиметров 70 от головы. Поэтому там и в самом деле необходимы блокирующие устройства.
А еще ее недостаток в том, что больше ее... не выпускают. Уже давно. В Китае, вроде, выпускают что-то похожее. А на россии... уже НЕТ. Несмотря на то, что разработка-то эта самая российская (точнее, советская). И новая стоимость ее, кстати, уже вовсе не та, что была лет 20-30 назад.
Как относятся люди, хорошо знающие эту пилу
Ну, тех, кто бормочет про "прошлый век" - слушать вообще не стоит. Ибо это, как правило, охламоны или что-то из серии. Как правило, это - либо люди, которым толком не нужна бензопила, которым больше интересно лишь некое обсуждение. Или - люди, которым требуются какие-то дополнительные функции. Например, автостоп при резком откидывании пильной шины вверх.
И, да, возможно, современные пилы являются более экономичными, чем "Урал". Правда, цена этому - использование специального сорта масла. Тогда как для "Урала" подходит практически любое автомобильное (которое - для двигателя). Например, то самое М8, известное еще с советских времен.
А еще - современные пилы работают гораздо тише. И, как правило, дают меньше выхлопных газов.
* * *
Так вот. Есть продавец, которого я знаю еще со времен, когда в Сипайлово был авторынок, с 90-х годов. Потом он перемещался в район нынешнего авторынка (на конце Уфы), затем - вновь в Сипайлово, но уже в другое место.
Когда пиле было 3-5-7 лет - он говорил: "ну, да, периодически все ломается; но, если сильная поломка - проще не ремонтировать, а купить новую".
Когда пиле было лет 10-15, он говорил слегка иначе: "о, она у вас еще работает?...".
Затем, когда срок ее службы составил где-то 20 лет, он произнес: "да, вот надо же, какую надежную технику раньше делали; все-таки, вот что значит - советские технологии".
Ну, а когда ее возраст перевалил за 25 лет, он стал реагировать как-то... странно. Недавно, недавно (май 2024 г.), во время покупки очередного воздушного фильтра, когда я ему напомнил возраст этой пилы, он уже... не особо изменился в лице. Т.е. он теперь воспринимает ее, ну, не знаю... как луноход или инопланетный корабль, что ли. Т.е. - нечто, из серии сказок. И, похоже, не слишком верит, что она - вполне работоспособна.
И он прав, в основном. Так как у тех, кого знаю (за исключением меня самого) , бензопилы уже давно пришли в негодность. Правда. речь не об "Уралах," а об импортных разных. У одного знакомого "Дружба" тридцатилетняя есть - так тоже почему-то не работает. Вроде, не настолько-то уж и старая ведь.
С уважением, Салимоненко Д.А.