Салимóненко Дмитрий Александрович

Разное
Т.е. о той самой балладе, которую создал В. Жуковский.
Недавно я тут писал про гадание «девушек» (точнее, дяденек, которые вели себя даже не как девушки, а вообще непонятно как). Все-таки, эта баллада написана из бытия. Т.е. если она и придумана – то, как мне кажется, написана вполне по реальным событиям-переживаниям. А раз так - я решил освежить в памяти и вновь прочитал ее…
Дальше – то, что не напишут в учебниках по литературе
И, скорее всего, в филологических научных статьях тоже не напишут.
Не хотелось бы мне тут говорить подробно. Ибо тем, кто в теме – тому и так понятно. И тот, я так думаю, слегка кивнет головой и улыбнется, прочитав то, что написано ниже. Ну, а кто не в теме – там все равно бесполезно. Там удел – периодически набивать шишки лбом и иными местами и делать вид, что, «живем», мол. Да и тема такая – не слишком-то публичная.
Впрочем, повторюсь, раз уж нынче народа вполне дружненько так согласны аж даже разного рода жижу (из чужих соплей и харчков сделанную) в себя впрыскивать, хотя масса информации о том, что сие делать не следует, то, видимо, и по этой теме можно писать, наверное, ВСЁ – все равно, повторюсь, поймут лишь те, кто и так понимает. А другие - не поймут. Ибо человек без ног не сможет стать бегуном, а без слуха – музыкантом. Есть, правда, редчайшие исключения. Ну, да ладно.
Так вот. О той самой Светлане:
- Нагадала себе несчастье,
- Закрывала глаза напрасно.
- Все вокруг было желто-красным,
- Вдруг привиделось чудо-юдо.
В. Бутусов
- Оглянулась… милый к ней
- Простирает руки.
- «Радость, свет моих очей,
- Нет для нас разлуки.
- Едем! Поп уж в церкви ждет
Да, все как обычно: раз нагадала, то вот он и вернулся, ее милый. Нет ничего сверх чего-то, как говорится. Все, как хотела.
- Был в ответ умильный взор;
- Идут на широкий двор,
- В ворота тесовы;
Ну, да, как и будет потом, впоследствии. Но, у Светланы лишь…
- Сердце вещее дрожит;
- Робко дева говорит:
- «Что ты смолкнул, милый?»
- Ни полслова ей в ответ:
- Он глядит на лунный свет,
- Бледен и унылый.
Увы. Светлана начало-то сделала, но дальше… будто бы будет все само собой. Вместо бытия Светлана впадает, как бы сказать… в праздность, что ли. Ей в ответ и умильный взор, и ворота тесовы, и т.д., и т.п., а она… ничего. В итоге – милый ее загрустил. Потому как физически-то его пока что рядом нет. И тут должно быть взаимное усилие, чтобы. Но, увы. Светлана смотрит на эти ворота тесовы, на т.д. – и все. Она лишь неразумно радуется (долгожданной) встрече со своим милым. Забывая про то, что милого-то пока что как бы… и нет. В итоге, естественно, взор (ее милого) вместо умильного стал – унылым. И бледным. Ну, а как же иначе-то.
В итоге –
- И гласит протяжно поп:
- «Буди взят могилой!»
Но, даже это Светлану не образумливает. Вместо понимания того, что происходит, лишь…
- Пуще девица дрожит,
Поэтому, закономерно, дальше
- Кони мимо; друг молчит,
- Бледен и унылый.
- …
- Ворон каркает: печаль!
- Кони торопливы
- Чутко смотрят в черну даль
Ну, т.е. развязка все ближе. Но, Светлана лишь дрожит и боится. Вместо того, чтобы понять, что же все таки происходит. И что тот самый ворон каркает только по ее, Светланы, желанию.
Дальше – закономерно приближается развязка:
- Вот примчалися… и вмиг
- Из очей пропали:
- Кони, сани и жених
- Будто не бывали.
Ну, да. Знакомо. Если дурью маяться, примерно так и бывает. В итоге – путь уже не изменишь, не исправишь. Т.к. и кони пропали, и жених «пропал».
Вокруг – снега, стужа и податься-то уж некуда. Ну, кроме как в ту самую избушку. Где
- Спасов лик в ногах стоит;
- Свечка пред иконой…
- …
- Страшен хижины пустой
- Безответный житель.
Как оказалось – тот самый милый (жених) Светланы. Который вот вроде недавно был рядом, через ворота тесовы вместе шли и т.д. – и тут уже и в гробу.
У Светланы остаются последние возможности… Да тут еще
- Белоснежный голубок
- С светлыми глазами,
- Тихо вея, прилетел
- …
- Вот Светлане мнится,
- Что под белым полотном
- Мертвец шевелится…
Жених решил воскреснуть (то ли из пустоты вернуться. но это уже не суть). Однако, очевидно, что сие – не так-то просто. Иначе бы все подряд воскресали/возвращались. Да что там говорить. Т.н. «живых» (физиологически, имею в виду) – и то иной раз воскресить практически невозможно. Они и жижу в себя колоть рады, и питаться всякой ерундой, и делать то, что не нужно, а что нужно – не делать, ну и т.д. А уж когда человек мертвый – воскресить его еще сложнее. Это понятно.
Но, мертвец таки пытается:
- Вдруг… в устах сомкнутых стон;
- Силится раздвинуть он
- Руки охладелы…
Тяжело, руки-то закостенелые уже и т.д. Но, пытается. И видит, что
- девица... Дрожит…
- Гибель близко…
М-да, только и остается сказать. Вот так и хотелось бы спросить ту самую Светлану: ты к кому ехала-то - на конях-то, на тройке с бубенцами? К жениху? Или чтобы дрожать и дурью маяться, опасаясь какой-то «гибели»?
Или возомнила, что раз уж врата тесовы, тройка, кони и т.п. – то все, мол, дальше можно не напрягаться?
Но, надо отдать должное мертвецу: он таки пытается, хотя ему и тяжело это дается. Он пытается подняться из гроба и подойти навстречу Светлане. Но, тут все дело испортил тот самый голубок, который коварно выжидал момент, введя в заблуждение Светлану, представившись как будто бы ее «защитником»:
- Встрепенулся, развернул
- Легкие он крилы;
- К мертвецу на грудь вспорхнул.
Мертвому и так тяжело воскресать, очень сложно ему (или не ему) это дается, но голубок и этому помешать решил. Впрочем, его тоже сложно осуждать. Ну, видит он, чувствует, что Светлана, бедолага, аж вся дрожит и боится… СВОЕГО ЖЕНИХА
М-да… что тут еще скажешь. Ну, это как я вот, к примеру, вдруг начну бояться своей правой (или левой) руки. Или головы. Или еще чего-нибудь. Странно ведь, не так ли?
По идее, голубок не должен был БЫ мешать мертвому. Но… еще раз: ему стало жалко Светлану, жалко ее страх и переживания, вот он и решил… избавить ее от ее жениха.
– а вот как раз его-то и следовало бояться. По-настоящему.
стало быть, ей нужно именно так – чтобы ее жених к ней не подходил. Вот голубок и решил ее «помочь».
В общем-то, если посмотреть вокруг – аналогичных примеров можно найти массу. И с женихами/невестами тоже, а еще больше – по разным-разным ситуациям.
В конце концов, разве редки высказывания типа: «ой, главное, чтобы мне быть спокойным(ой); как оно на самом деле – это уже другой вопрос»? Да, это – практически цитата из переживаний Светланы. И непонятно, что с ней стало бы, если бы голубок, наоборот, помог бы воскреснуть ее жениху… Иногда люди в аналогичных (пусть и не схожих) ситуациях чуть ли не с ума сходят. Так что… на самом деле, голубок не столь уж и неправ.
- Всей лишенный силы,
- Простонав, заскрежетал
- Страшно он зубами
- И на деву засверкал
- Грозными очами…
И, видимо, хотел сказать на прощание: эх ты, фуфло. А я-то думал – ты таки человек. В итоге, закономерно, у жениха
- Снова бледность на устах;
- В закатившихся глазах
- Смерть изобразилась…
- Глядь, Светлана… о творец!
- Милый друг ее — мертвец!
Т.е. только тут Светлана поняла, КТО был перед ней-то, собственно. КОМУ помешал встать тот самый голубок, чтобы она получила всего-навсего временное успокоение (раз уж на большее она неспособна).
Ну, а дальше, как оно и бывает нередко:
- Ах! …и пробудилась.
Увы, даже теперь Светлана так и не поняла ничего. Вместо осознания своей ошибки, она все лишь
- Села (тяжко ноет грудь)
Т.е. после отказа от встречи со своим женихом, у нее почему-то грудь ноет оттого, что… жених исчез. М-дааа….. Ну, это примерно как человек… ка-ак, разбежался хорошенько, да как стукнулся лбом об стенку, а потом – ой, что-то лоб ноет. Почему, мол. Фантасмагория, дурдом? Видимо, так. Точнее, цирк.
И вот, после всего того, что произошло, как и должно было быть, возвращается жених Светланы. Которая, еще раз, совсем недавно от него ОТКАЗАЛАСЬ. А жених таки явился… Мало того, что каким-то образом смог воскреснуть, так еще и явился - к той, которая от него отказалась. Это ж двойной подвиг, не иначе.
- Здесь несчастье — лживый сон;
- Счастье — пробужденье
Но. Ведь ситуация-то и трагичная, и комичная одновременно. Вот, только совсем мгновение назад она отказалась от жениха («долгожданного»), а вот он сам и явился. Но, похоже, даже это не дало Светлане никакого понимания. И ни стыда, ни совести:
- Те ж приятны взоры;
- Те ж на сладостных устах
- Милы разговоры.
Т.е. что произошло, зачем – об этом ни слова, ни мысли. Ни, тем более, раскания. Хотя, понятно, о каком раскаянии может идти речь, когда человек искренне не понимает, в чем же он должен бы раскаяться. Все хорошо, мол – и ладно. Увы, такой вот чисто потребительский подход.
Тонко показанный Жуковским еще 200 с лишним лет назад. Это когда через Мастера бытие передается само, даже когда сам Мастер это не до конца осознает.
И?
Ведь реально – это как немая сцена из «Ревизора». Видимо, поэтому В. Жуковский пытается как-то сгладить ситуацию и дает наставление Светлане:
- Улыбнись, моя краса,
- На мою балладу;
- В ней большие чудеса,
- Очень мало складу.
Да, мол, ерунда. Чего там, «мелочи». Ну, отказалась, мол, от своего "долгожданного" жениха - так не ты, мол, первая, не ты последняя.
- О! не знай сих страшных снов
- Ты, моя Светлана…
- Будь, создатель, ей покров!
- Ни печали рана,
- Ни минутной грусти тень
- К ней да не коснется
Т.е. Жуковский, по сути, действует методой того самого голубка: видя, что Светлана неспособна на понимание (не говоря уж о раскаянии), он ее всего-навсего… успокаивает. Ну, да. Пытается как-то по-доброму.
Вот только возникает вопрос: КАК после такого, после всего того, что произошло, она будет общаться со своим женихом? Точнее, КАК будет общаться с нею ее жених? Помня, что вот только что она от него отказалась; и вместо бытия и помощи ему – сидела и дрожала, опасаясь… ЕГО, т.е. жениха-то. Со страху не сумев даже разглядеть его; и уже только когда голубок лишил его силы - только тогда Светлана, наконец, увидела.
Реально, можно сказать - фантастика, если бы это не было практически точной копией жизни.
Так что, может, баллада и в самом деле придумана ее автором:
- Улыбнись, моя краса,
- На мою балладу;
- В ней большие чудеса,
- Очень мало складу.
Да вот только ее смысл очень похож на то, как оно и бывает на практике. Собственно, подобные «сны» - этот как проверка для человека. Понимающий – кое-что поймет о себе и не только. И всерьез задумается – а стоило ли делать вид перед окружающими и голову морочить на предмет того, что
- Ах! а им лишь красен свет,
- Им лишь сердце дышит.
Ну, а непонимающий – будет тупо радоваться тому, что как все «хорошо» получилось, мол. Сон-то оказался «неправильным». Да вот только видится мне, что не будет (точнее, не было) счастья у той самой Светланы с ее женихом. Из баллады я могу сделать именно такой вывод. Видимо, поэтому Жуковский и заканчивает ее всего лишь добрым увещеванием Светланы. В надежде, что, может, она хоть дальше-то дурить не будет. Т.е. как врачи выписывают пациентам успокоительные. Реальной пользы практически нет, но хотя бы успокоится человек – и то хорошо. А об ином тут и в самом деле говорить затруднительно.
С уважением, Салимоненко Д.А.