Салимóненко Дмитрий Александрович

Разное


Кстати, о Светлане

Т.е. о той самой балладе, которую создал В. Жуковский.

Недавно я тут писал про гадание «девушек» (точнее, дяденек, которые вели себя даже не как девушки, а вообще непонятно как). Все-таки, эта баллада написана из бытия. Т.е. если она и придумана – то, как мне кажется, написана вполне по реальным событиям-переживаниям. А раз так - я решил освежить в памяти и вновь прочитал ее…

Дальше – то, что не напишут в учебниках по литературе

И, скорее всего, в филологических научных статьях тоже не напишут.

Не хотелось бы мне тут говорить подробно. Ибо тем, кто в теме – тому и так понятно. И тот, я так думаю, слегка кивнет головой и улыбнется, прочитав то, что написано ниже. Ну, а кто не в теме – там все равно бесполезно. Там удел – периодически набивать шишки лбом и иными местами и делать вид, что, «живем», мол. Да и тема такая – не слишком-то публичная.

Впрочем, повторюсь, раз уж нынче народа вполне дружненько так согласны аж даже разного рода жижу (из чужих соплей и харчков сделанную) в себя впрыскивать, хотя масса информации о том, что сие делать не следует, то, видимо, и по этой теме можно писать, наверное, ВСЁ – все равно, повторюсь, поймут лишь те, кто и так понимает. А другие - не поймут. Ибо человек без ног не сможет стать бегуном, а без слуха – музыкантом. Есть, правда, редчайшие исключения. Ну, да ладно.

Так вот. О той самой Светлане:

  • Нагадала себе несчастье,
  • Закрывала глаза напрасно.
  • Все вокруг было желто-красным,
  • Вдруг привиделось чудо-юдо.

    В. Бутусов

Замечу: она и в самом деле закрывала глаза НАПРАСНО. Иначе бы увидела и кое-что иное. В самом деле, посмотрим, как развивались собятия…
  • Оглянулась… милый к ней
  • Простирает руки.
  • «Радость, свет моих очей,
  • Нет для нас разлуки.
  • Едем! Поп уж в церкви ждет

Да, все как обычно: раз нагадала, то вот он и вернулся, ее милый. Нет ничего сверх чего-то, как говорится. Все, как хотела.

  • Был в ответ умильный взор;
  • Идут на широкий двор,
  • В ворота тесовы;

Ну, да, как и будет потом, впоследствии. Но, у Светланы лишь…

  • Сердце вещее дрожит;
  • Робко дева говорит:
  • «Что ты смолкнул, милый?»
  • Ни полслова ей в ответ:
  • Он глядит на лунный свет,
  • Бледен и унылый.

Увы. Светлана начало-то сделала, но дальше… будто бы будет все само собой. Вместо бытия Светлана впадает, как бы сказать… в праздность, что ли. Ей в ответ и умильный взор, и ворота тесовы, и т.д., и т.п., а она… ничего. В итоге – милый ее загрустил. Потому как физически-то его пока что рядом нет. И тут должно быть взаимное усилие, чтобы. Но, увы. Светлана смотрит на эти ворота тесовы, на т.д. – и все. Она лишь неразумно радуется (долгожданной) встрече со своим милым. Забывая про то, что милого-то пока что как бы… и нет. В итоге, естественно, взор (ее милого) вместо умильного стал – унылым. И бледным. Ну, а как же иначе-то.

Впрочем, я не осуждаю Светлану.

В итоге –

  • И гласит протяжно поп:
  • «Буди взят могилой!»

Но, даже это Светлану не образумливает. Вместо понимания того, что происходит, лишь…

  • Пуще девица дрожит,

Поэтому, закономерно, дальше

  • Кони мимо; друг молчит,
  • Бледен и унылый.
  • Ворон каркает: печаль!
  • Кони торопливы
  • Чутко смотрят в черну даль

Ну, т.е. развязка все ближе. Но, Светлана лишь дрожит и боится. Вместо того, чтобы понять, что же все таки происходит. И что тот самый ворон каркает только по ее, Светланы, желанию.

Да, примерно так, как сейчас поступает немалая часть населения российского. НИ-ЧЕ-ГО, ребят. Все еще впереди. А пока – даже «можно» продолжать делать то, что делалось дальше. Ежели кое-кому и баллада Жуковского непонятна даже. Написанная, кстати, 200 с лишним лет назад. Возможность ее, как минимум, прочесть - была у всех. Так что…

Дальше – закономерно приближается развязка:

  • Вот примчалися… и вмиг
  • Из очей пропали:
  • Кони, сани и жених
  • Будто не бывали.

Ну, да. Знакомо. Если дурью маяться, примерно так и бывает. В итоге – путь уже не изменишь, не исправишь. Т.к. и кони пропали, и жених «пропал».

На самом деле, не пропал, но Светлана пока не в курсе. В ее измерении его и в самом деле нет.

Вокруг – снега, стужа и податься-то уж некуда. Ну, кроме как в ту самую избушку. Где

  • Спасов лик в ногах стоит;
  • Свечка пред иконой…
  • Страшен хижины пустой
  • Безответный житель.

Как оказалось – тот самый милый (жених) Светланы. Который вот вроде недавно был рядом, через ворота тесовы вместе шли и т.д. – и тут уже и в гробу.

У Светланы остаются последние возможности… Да тут еще

  • Белоснежный голубок
  • С светлыми глазами,
  • Тихо вея, прилетел
  • Вот Светлане мнится,
  • Что под белым полотном
  • Мертвец шевелится…

Жених решил воскреснуть (то ли из пустоты вернуться. но это уже не суть). Однако, очевидно, что сие – не так-то просто. Иначе бы все подряд воскресали/возвращались. Да что там говорить. Т.н. «живых» (физиологически, имею в виду) – и то иной раз воскресить практически невозможно. Они и жижу в себя колоть рады, и питаться всякой ерундой, и делать то, что не нужно, а что нужно – не делать, ну и т.д. А уж когда человек мертвый – воскресить его еще сложнее. Это понятно.

Но, мертвец таки пытается:

  • Вдруг… в устах сомкнутых стон;
  • Силится раздвинуть он
  • Руки охладелы…

Тяжело, руки-то закостенелые уже и т.д. Но, пытается. И видит, что

  • девица... Дрожит…
  • Гибель близко…

М-да, только и остается сказать. Вот так и хотелось бы спросить ту самую Светлану: ты к кому ехала-то - на конях-то, на тройке с бубенцами? К жениху? Или чтобы дрожать и дурью маяться, опасаясь какой-то «гибели»?

Ага, прям как кое-кто, кто, опасаясь «короновируса», вели меж собой соответствующие тематические кулуарные разговоры и/или подвергали себя уколизации.

Или возомнила, что раз уж врата тесовы, тройка, кони и т.п. – то все, мол, дальше можно не напрягаться?

Впрочем, еще раз: я ее не осуждаю. Ибо иначе мне пришлось бы осудить немалое количество людей, в дополнение к ней. Да и, в конце концов, за отсутствие понимания следует жалеть, а не судить.
Собственно, я это понял, глядя на университетских двоечников-троечников.

Но, надо отдать должное мертвецу: он таки пытается, хотя ему и тяжело это дается. Он пытается подняться из гроба и подойти навстречу Светлане. Но, тут все дело испортил тот самый голубок, который коварно выжидал момент, введя в заблуждение Светлану, представившись как будто бы ее «защитником»:

  • Встрепенулся, развернул
  • Легкие он крилы;
  • К мертвецу на грудь вспорхнул.

Мертвому и так тяжело воскресать, очень сложно ему (или не ему) это дается, но голубок и этому помешать решил. Впрочем, его тоже сложно осуждать. Ну, видит он, чувствует, что Светлана, бедолага, аж вся дрожит и боится… СВОЕГО ЖЕНИХА

М-да… что тут еще скажешь. Ну, это как я вот, к примеру, вдруг начну бояться своей правой (или левой) руки. Или головы. Или еще чего-нибудь. Странно ведь, не так ли?

По идее, голубок не должен был БЫ мешать мертвому. Но… еще раз: ему стало жалко Светлану, жалко ее страх и переживания, вот он и решил… избавить ее от ее жениха.

А как же иначе? Ну, если Светлана его (жениха)… боится. Если она голубка не побоялась

– а вот как раз его-то и следовало бояться. По-настоящему.

стало быть, ей нужно именно так – чтобы ее жених к ней не подходил. Вот голубок и решил ее «помочь».

В общем-то, если посмотреть вокруг – аналогичных примеров можно найти массу. И с женихами/невестами тоже, а еще больше – по разным-разным ситуациям.

В конце концов, разве редки высказывания типа: «ой, главное, чтобы мне быть спокойным(ой); как оно на самом деле – это уже другой вопрос»? Да, это – практически цитата из переживаний Светланы. И непонятно, что с ней стало бы, если бы голубок, наоборот, помог бы воскреснуть ее жениху… Иногда люди в аналогичных (пусть и не схожих) ситуациях чуть ли не с ума сходят. Так что… на самом деле, голубок не столь уж и неправ.

  • Всей лишенный силы,
  • Простонав, заскрежетал
  • Страшно он зубами
  • И на деву засверкал
  • Грозными очами…

И, видимо, хотел сказать на прощание: эх ты, фуфло. А я-то думал – ты таки человек. В итоге, закономерно, у жениха

  • Снова бледность на устах;
  • В закатившихся глазах
  • Смерть изобразилась…
  • Глядь, Светлана… о творец!
  • Милый друг ее — мертвец!

Т.е. только тут Светлана поняла, КТО был перед ней-то, собственно. КОМУ помешал встать тот самый голубок, чтобы она получила всего-навсего временное успокоение (раз уж на большее она неспособна).

Ну, а дальше, как оно и бывает нередко:

  • Ах! …и пробудилась.

Увы, даже теперь Светлана так и не поняла ничего. Вместо осознания своей ошибки, она все лишь

  • Села (тяжко ноет грудь)

Т.е. после отказа от встречи со своим женихом, у нее почему-то грудь ноет оттого, что… жених исчез. М-дааа….. Ну, это примерно как человек… ка-ак, разбежался хорошенько, да как стукнулся лбом об стенку, а потом – ой, что-то лоб ноет. Почему, мол. Фантасмагория, дурдом? Видимо, так. Точнее, цирк.

Впрочем, еще раз. Странностей – таких и не очень, в жизни очень много. Раньше мне это было странно и удивительно. Но теперь отношусь к такому проще. Особенно, еще раз – после весны 2020 г. Когда определенная часть народа вначале зачем-то поверила ахинее (из интернета и лете-визора) насчет «короновируса», а потом еще колоться стала. А совсем отмороженная часть начала еще и других принуждать к уколизации (ну, это уж вообще, конечно). После такого я уже, пожалуй, не удивлюсь ничему. Начнет та самая часть на ушах ходить – ну, неудивительно. Начнет глиной питаться – ну, неудивительно. И т.д.

И вот, после всего того, что произошло, как и должно было быть, возвращается жених Светланы. Которая, еще раз, совсем недавно от него ОТКАЗАЛАСЬ. А жених таки явился… Мало того, что каким-то образом смог воскреснуть, так еще и явился - к той, которая от него отказалась. Это ж двойной подвиг, не иначе.

Да, воскрес. Как именно – история (точнее, В. Жуковский) умалчивает. Ну, видимо, как-то смог таки воскреснуть. Уже без помощи Светланы. Ибо
  • Здесь несчастье — лживый сон;
  • Счастье — пробужденье

Но. Ведь ситуация-то и трагичная, и комичная одновременно. Вот, только совсем мгновение назад она отказалась от жениха («долгожданного»), а вот он сам и явился. Но, похоже, даже это не дало Светлане никакого понимания. И ни стыда, ни совести:

  • Те ж приятны взоры;
  • Те ж на сладостных устах
  • Милы разговоры.

Т.е. что произошло, зачем – об этом ни слова, ни мысли. Ни, тем более, раскания. Хотя, понятно, о каком раскаянии может идти речь, когда человек искренне не понимает, в чем же он должен бы раскаяться. Все хорошо, мол – и ладно. Увы, такой вот чисто потребительский подход.

Тонко показанный Жуковским еще 200 с лишним лет назад. Это когда через Мастера бытие передается само, даже когда сам Мастер это не до конца осознает.

И?

Ведь реально – это как немая сцена из «Ревизора». Видимо, поэтому В. Жуковский пытается как-то сгладить ситуацию и дает наставление Светлане:

  • Улыбнись, моя краса,
  • На мою балладу;
  • В ней большие чудеса,
  • Очень мало складу.

Да, мол, ерунда. Чего там, «мелочи». Ну, отказалась, мол, от своего "долгожданного" жениха - так не ты, мол, первая, не ты последняя.

  • О! не знай сих страшных снов
  • Ты, моя Светлана…
  • Будь, создатель, ей покров!
  • Ни печали рана,
  • Ни минутной грусти тень
  • К ней да не коснется

Т.е. Жуковский, по сути, действует методой того самого голубка: видя, что Светлана неспособна на понимание (не говоря уж о раскаянии), он ее всего-навсего… успокаивает. Ну, да. Пытается как-то по-доброму.

Вот только возникает вопрос: КАК после такого, после всего того, что произошло, она будет общаться со своим женихом? Точнее, КАК будет общаться с нею ее жених? Помня, что вот только что она от него отказалась; и вместо бытия и помощи ему – сидела и дрожала, опасаясь… ЕГО, т.е. жениха-то. Со страху не сумев даже разглядеть его; и уже только когда голубок лишил его силы - только тогда Светлана, наконец, увидела.

Реально, можно сказать - фантастика, если бы это не было практически точной копией жизни.

В конце концов, не зря ведь есть поговорка: "дорогая дорогого довела до гроба" (реже - обратное, когда дорогой дорогую). Эта поговорка в самом деле как-то перекликается с этой балладой. И отличие в том, что "дорогие" с того свету в итоге уже не возвращаются, как правило. Впрочем, я сие не осуждаю и не не осуждаю. Если уж кому нравится жить по принципам именно уничтожающего друг друга джунгле-обезъянника (или паучника), то флаги в руки. Вообще-то, конечно, НЕ стоило бы, но ежели уж жить без этого кое-кто не может - ну, что ж тут поделаешь. Повторюсь, 2020-2021 года заставили взглянуть на народов с совсем иной стороны, вовсе не с той, с которой я смотрел ранее. Так что теперь вообще мало что видится удивительным. Ну, а уж после этой, боевитости-то в Украине - тут уж и подавно. Потому и писать мне на эту тему нечего: просто и в самом деле нечего сказать.
Единственное, пожалуй, скажу - любителям сей специфики. Вы там, сидя в своих джунглях/паучниках, не пытайтесь применить свои "законы" ко всем остальным. Ко мне, к примеру. Ну, чтобы потом не удивляться.

Так что, может, баллада и в самом деле придумана ее автором:

  • Улыбнись, моя краса,
  • На мою балладу;
  • В ней большие чудеса,
  • Очень мало складу.

Да вот только ее смысл очень похож на то, как оно и бывает на практике. Собственно, подобные «сны» - этот как проверка для человека. Понимающий – кое-что поймет о себе и не только. И всерьез задумается – а стоило ли делать вид перед окружающими и голову морочить на предмет того, что

  • Ах! а им лишь красен свет,
  • Им лишь сердце дышит.

Ну, а непонимающий – будет тупо радоваться тому, что как все «хорошо» получилось, мол. Сон-то оказался «неправильным». Да вот только видится мне, что не будет (точнее, не было) счастья у той самой Светланы с ее женихом. Из баллады я могу сделать именно такой вывод. Видимо, поэтому Жуковский и заканчивает ее всего лишь добрым увещеванием Светланы. В надежде, что, может, она хоть дальше-то дурить не будет. Т.е. как врачи выписывают пациентам успокоительные. Реальной пользы практически нет, но хотя бы успокоится человек – и то хорошо. А об ином тут и в самом деле говорить затруднительно.

Вот также и дяденьки/тётеньки, прям как Светлана и К0, гадают иногда. Таких дяденек называют нынче "политологами". Правда, в отличие от них, Светлана-то хоть была движима светлым чувством (качество которого на поверку оказалось, впрочем, примерно на уровне фуфла). А у дяденек гадаюших и этого нет.

С уважением, Салимоненко Д.А.