Салимóненко Дмитрий Александрович

Разное


О МХАТе и Т.В. Дорониной

Вообще, конечно, для меня достаточно трудно писать персоналии. Тем более, когда лично с человеком незнаком. Формировать же свое "мнение" по статьям из интернета и т.п. - дело наблагодарное. Но, тем не менее. Недавно (январь 2020 г.) я узнал, что, оказывается, театр МХАТ подвергается целенаправленному развалу. Узнал, правда, несколько запоздало.

Примечание. Я хотел было сослаться на первоисточник, т.е. на dailystorm.ru, но, увы, этот сайт сделан отвратительно, я даже не смог его открыть, аж браузер завис на несколько секунд. Видимо, оттого, что сайт сделан "суперсовременно". Поэтому игнорирую его и ссылаюсь на Рамблер. Там, по крайней мере, статью можно нормально читать.

Т.В. Доронину я помню как актрису, видел ее несколько раз. В частности, в спектакле "Три сестры", где она играла, кажется, одну из сестер. По-моему, в "Чайке" она тоже была. Да, великолепно. Хотя, уже сюжет из памяти выветрился, а вот игра, пластика (да-да, та самая система Станиславского и др.) - это буду помнить, наверное, вечно. Хорошая актриса. Впрочем, скромным словом "хорошая", наверное, не передать ее уровень мастерства. И, в общем-то, именно она, похоже, и задавала тон МХАТу. И, немудрено, что актеры МХАТа даже записали видеообращение к одному известному персонажу. Когда ее кто-то решил убрать с должности директора театра. Видимо, как раз за то, что она пыталась не допустить его (МХАТа) распад и исчезновение. Пожилая, мол. Театр, мол, обветшал под ее руководством. Хорошо хоть, ее еще и экстремистом (или экстремисткой - как у него там, у этого персонажа-то известного, звучит в его понятиях) не признали.

Понятное дело, ТОЛКУ-ТО делать этому персонажу какие-то обращения. Это как просить снег "ты не морозь", или как просить бандита-рецидивиста "ты не воруй/не убивай", или как просить кучу мусора "ты прекрати лежать на дороге". С таким же успехом, можно записать обращение к ближайшей частичке мусора, лежащей где-нибудь. Или к ближайшему бетонному столбу. Но, тем не менее, записали они видеообращение. Видимо, как последнюю попытку добиться хоть какой-то справедливости и, все-таки, отстоять традиции МХАТа.

Обидно даже не (с)только за МХАТ и за Т.В. Доронину

А за то, что, увы, уже не один десяток лет в России успешно насаждается политика оскотинивания людей. В разных формах, в том числе и путем ограничения показа качественных спектаклей (основанных на добропорядочных, классических идеях), их подменой на современные низкопробные поделки. Видя, что одни лишь вербально-моральные способы все еще не приносят своего окончательного результата, кое-кто, видимо, решил перейти к более кардинальным, административным действиям. Ведь если это продолжится (когда разрушат МХАТ, Ленком, Малый театр, ...) и вместе с тем - начнут серьезно поддерживать разного рода рэперов (под видом, что, мол, "людям нужен не театр, а современный рэп") - так ведь тогда, боюсь, сложно будет с людьми общаться. Что, если еще лет через 10...20 вместо слов люди (население России) вместо слов будут употреблять уголовные термины и междометия? Что, если нормальная русская (башкирская, татарская, чувашская, ...) речь сама по себе будет объявлена экстремизмом и за ее употребление в России будут давать уголовные сроки от 10...20 лет? Думаете, это так, ерунду говорю? Нет, уважаемые, при таких тенденциях это вполне может быть нашим скорым будущим.

Вот цитата: Иск, который рассмотрит Пресненский суд, семь ведущих актеров театра подали из-за того, что из репертуара МХАТ имени Горького начали убирать аншлаговые спектакли. Артистов стали принуждать переходить на срочные контракты, лишать ролей и премий. Интересно, что премии не получили те, кто, пытаясь отстоять интересы театра, обращался в прокуратуру и Рострудинспекцию. Отсюда и требование артистов признать незаконными и дискриминирующими действия работодателя, то есть непредоставление работы по трудовому договору, отмену стимулирующих выплат, изменение условий труда. Истцы просят суд обязать руководителя коллектива прекратить нарушать их права.

Иными словами, кое-кто решил "зачистить" МХАТ от актеров; точнее, от тех, кто решил быть верным старым-добрым традициям этого театра. А кто тогда будет играть роли ВЗАМЕН?... По всей видимости, рэперы и их ученики (раз уж им нынче не только государственная(!!) поддержка обещана, но и политические партии под них создаются). И спектакли будут, конечно, соответствующие.

И вот теперь-то становится ясным, почему в России целенаправленно уродуют спектакли, театры

Да, вот оттого-то и возникают нынче (во МХАТе имени А.П. Чехова) такие спектакли. Кои и спектаклями-то назвать сложно. И кто-нибудь попытался этому помешать? Ну, разве что, активисты движения SERB. Ну, может, еще несколько интернет-изданий. Несколько сотен (или тысяч) граждан. И ВСЁ. Остальные, стало быть, или вообще не в курсе или... смотрят рэперов (приобщая себя к уголовным ценностям, чтобы, видимо, не отстать в этом от известного персонажа).

Примечание. Кто в курсе, но молчит - тот точно такой же рэпер, если не хуже. Не стоит самообманываться. Молчание в данном случае - знак согласия.

Так вот почему нынче люди на спектакли, бывает, жалуются. Понятно. К сожалению, сам я уже давненько не был в театрах в Москве. Но, бывает, читаешь отнюдь нелицеприятные отзывы. Вон оно что, оказывается. Оказывается, под видом "обновления" и "оптимизации" (ну, как и во многих других отраслях в России, впрочем) запускается (или уже запущен) механизм... ликвидации скажем так, некоторых актеров. Ликвидации в творческом смысле, ликвидации, как актеров, имею в виду. Не потому ли ряд из них и начинает играть, скажем так, по-дурацки? Ну, чтобы из театра не выгнали за приверженность классическим традициям Станиславского и т.п. М-да... Во время настало!

А потом им скажут (как уже было сказано российским преподавателям): если, мол, хотите много зарабатывать - идите в бизнес. А театр, мол, это должно быть призвание, не ради денег, мол, идут в театр.
Вроде бы, Т.В. Дорониной недавно была назначена... государственная награда

И то верно. Так уж повелось, что нередко эти самые награды, насколько я понимаю, даются для того, чтобы... заставить человека замолчать. Если, конечно, это - человек известный и снискавший уважение в обществе. Так было, к примеру, с великим советским писателем - А.И. Солженицыным, да и не только с ним. Ну, формально-то этому доказательств нет, но факт: после получения награды Солженицын "почему-то" замолчал. Поэтому лично я воспринимаю эти награды (выданные в последние лет 10...15) не как выражение почета, а, скорее, как мягкий, но твердый намек человеку. Чтобы он не препятствовал, так сказать, дальнейшему.

А, на самом деле, возможно, всё проще: похоже, здание театра МХАТ попросту кому-то понадобилось

Попросту кое-кто решил не только продолжить политику оскотинивания населения России, но и, возможно, прибрать к рукам... здание МХАТ. Да, как показали последние 20 лет, делается это на удивление легко. Вот как это может быть осуществлено с МХАТ:
1. Вначале могут изуродовать спектакли или, как вариант, принудительно ограничивать показ хороших спектаклей, навязывая зрителям всякую ахинею (которая, мол, является трендом, направлением будущего), рэп и т.п.
2. Затем - отстранить от ролей наиболее качественных, талантливых актеров. Сославшись на их возраст, "несовременность", нежелание играть "по-новому" и т.д.
3. Попутно - писать везде в СМИ, что, мол, театры нынче (в том числе и МХАТ) - это "неактуально", "старомодно"; надо, мол, больше уделять внимание дистанционным средствам.

Это как в образовании (даже в средней школе!) нынче усиленно проталкивают разного рода дистанционные технологии. И, самое интересное, что вполне находятся... и сторонники таких технологий. Так и здесь, по отношению к театрам, тоже найдутся.

4. После этого, когда у людей начнет формироваться отрицательное отношение к МХАТ, снизится количество зрителей. В СМИ пойдут похабные статейки о театрах, на примере МХАТ. Чего они там, мол, своего Станиславского придерживаются, перестраиваться не желают, не чувствуют веяний времени. Шнур с Бастой - вот нынче что современно и культурно в России.
5. Ну, а дальше - проще простого: объявить, что, мол, театр "исчерпал себя" и закрыть его, скажем, на реконструкцию. Реконструкция, понятное дело, всё никак не будет заканчиваться "из-за отсутствия денег" и/или "из-за несогласования проекта реконструкции с Роспотребнадзором/Пожарными/...".
6. Передать его какому-нибудь нынешнему "эффективному собственнику" блатняку. Формально - для продолжения реконструкции, а фактически - под очередную резиденцию или что-то подобное.
7. Ну, и, наконец, дать строжайший приказ СМИ: не упоминать более вообще никак ни сам МХАТ, ни его актеров, ни спектакли, ни т.п. Те, мол, кто напишет хоть что-то о МХАТ - это, типа того, "желтая пресса" и/или экстремисты.

Таким образом известный персонаж достигнет ДВУХ целей сразу: и люди потеряют (известный своими академическими традициями) театр, еще более приблизившись к скотско-животному состоянию, и кто-то из его вельмож получит очередной подарок. Т.В. Доронина, я так думаю, предприняла бы ВСЁ возможное, чтобы такого не допустить. Возможно, потому она больше и не является художественным руководителем МХАТ им. Горького.

Кстати, актерам МХАТ им. Горького частично удалось отстоять свои права

Суд присудил актерам компенсацию 709 тыс. рублей за творческую дискриминацию. В остальных требованиях, увы, отказано.

Сайт-первоисточник указанной информации, www.interfax.ru, сделан, увы, топорно и, в самом деле, как-то убого. Ни оформления, ни адаптивного дизайна, ни даже заголовка страницы (title). Любопытно, что проблему некачественной верстки, напоминающей адаптивную, на том сайте решили... путем ликвидации горизонтальной полосы прокрутки! По крайней мере, мне ее обнаружить не удалось. В итоге картинки на небольших разрешениях экрана посмотреть полностью невозможно. Частенько диву даюсь: ну, чего только не придумают современные горе-вебразработчики, только бы не делать сайты, как полагается. Хотя, вроде бы - одно из крупных агенств новостей.

Но, увы, именно он - первоисточник.

А просили актеры, помимо денежной компенсации (это как раз мелочи), еще и обязать работодателя предоставить им работу, предусмотренную трудовым договором.

С уважением, Салимоненко Д.А.