Салимóненко Дмитрий Александрович

Разное


Позвоночник и сидение НИВЫ

Всё, изложенное ниже в этой статье, представляет собой исключительно мой личный субъективный оценочный взгляд и опыт.

Много лет назад я обнаружил, что стандартное (заводское) сидение моей НИВЫ способствует искривлению позвоночника. Да, вдруг я обнаружил, что со спиной… что-то не то. Ну, одно время я это списывал на занятия штангой, гирями, ношения грузов (50 кг и более) длительное время на себе и т.д. А также – на длительное сидение за компьютером в одной позе.

Дело в том, что я работаю в состоянии практически полной включенности в бытие, т.е. в медитации (именно поэтому удается сделать много, даже если работа – сложная и многогранная; именно поэтому я, по сути-то, и не замечаю, как проходят часы/дни напряженного труда и не особо устаю; впрочем, кто ТАМ бывал, тот знает и объяснять тут ни к чему. Ну, а кто НЕ БЫЛ - тот и не поймет и тому объяснять тоже ни к чему). Однако, увы, сидячая поза за столом, вообще-то, не годится для медитации.

По крайней мере – за СТАНДАРТНЫМ, ТИПИЧНЫМ столом, когда работаешь за компьютером.

Т.е. это, по сути, не совсем правильный способ медитации. Как минимум, потому, что позвоночник при этом находится в неоптимальном положении. А от неправильных способов бытия (в том числе, и медитации) предостерегал еще Будда.

Поэтому лучше бы избегать нецелесообразной работы, так как иначе это будет неправильным способом медитации. Т.е. нецелесообразная работа способна нанести вред тому, кто ее выполняет.
Кстати, а если работу делать НЕ в состоянии медитации, то она сравнительно быстро приведет к так называемому "профессиональному эмоциональному выгоранию". Честно говоря, я бы охарактеризовал такое состояние несколько иными словами, но привожу известный термин - лишь для того, чтобы было понятнее, о чем идет речь. Я мог бы тут детально разобрать такое состояние и конкретные его причины возникновения (ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ от вида профессии, так как главная причина - одна и та же для всех, и состоит она в отсутствии бытия), но не буду здесь на этом останавливаться.

Т.е. поза – практически неизменна, как сел в нее, так и все, сидишь-работаешь, не обращая на нее внимания. Если час-два-три, это еще ладно, а вот когда долго – это не совсем благоприятно для позвоночника.

Именно поэтому, кстати, в последнее время я иногда работаю за компьютером полулежа. В идеале, конечно БЫ, надо БЫ, чтобы дисплей, мышь, клавиатура, книги и т.д. имели возможность фиксации в произвольных точках пространства. Для этого, конечно, типичный стол абсолютно не подходит.
Кстати, у меня жена, как правило, работала (дома) за компьютером, сидя на стуле в позе лотоса. Она вообще любила эту позу. И дочь нередко сидит именно так.

Ну, и, в итоге, однажды мне посоветовали одного мануального терапевта. Он отнюдь не специалист и, уж тем более, не врач. А просто человек, который знает, что делает и который помог уже не одному десятку людей, имевших проблемы с позвоночником. Работает по методике Бобыря.

Так вот, после этого, помнится, сел в машину. На сидение своё. И тут же ощутил, что оно – НЕПРАВИЛЬНОЕ. По той причине, что какой-то долбо-конструктор решил, типа того, смоделировать «анатомический изгиб тела». Ну, и спроектировал сидение так, что середина его спинки довольно легко продавливается назад. При этом спина изгибается.

Зачем, КТО придумал такую ахинею, эти анатомические изгибы сидений? Ну, не знаю. Впрочем, кое-кому сие еще и нравится. Да, как еще кое-кому нравится курить, пьянствовать, колоть героин или жижу под названием «вакцина», биться лбом об стенку, уничтожать себя изнутри путем употребления некоторых видов отравы (приобретенной в продуктовых магазинах), ну, и протчая.

Так вот, изгибалась она у меня как раз в том месте, где и была главная проблема. Ведь за рулем я провожу, бывает, не столь уж малое время. Так как машина для меня – не роскошь и не только средство передвижения, а рабочий инструмент во многих вопросах.

Ну, понятно. Что же делать? В то время я решил проблему очень просто: вырезал фанерку толщиной 5 мм по соответствующему контуру и вставил под мягкую набивку спинки сидения. И – ВСЁ. Проблема со спиной в том месте стала как-то потихоньку отходить на дальний план. Ну, понятно, что попутно стал заниматься специальными упражнениями и т.д.

Вообще-то, вот правильное сидение было, пожалуй, у «шестерки» (Жигули ВАЗ-2106). Правда, конкретно для меня там спинка была несколько коротковата. НО: зато она была практически полностью прямая (как на обычном, без изысков, стуле), что и, собственно, давало возможность НЕ искривлять спину при поездках в машине, не накапливать проблемы для позвоночника. Но, на НИВЕ, увы, установлены уже «более современные» сидения. Вроде бы, примерно такие же спинки сидений присутствовали на ВАЗ-2109 и т.п. Кстати, когда я разобрался с сидением для НИВЫ, то понял, почему среди водителей этих девяток и т.д. было много сутуликов. Да, реально - спины колесами были выгнуты. Если присмотреться.
Кстати, сажаясь в разные машины в качестве переднего пассажира, я, честно говоря, не находил сидение лучше, чем на «шестерке». За исключением, разве что, сидения… Нексии. Да, как ни странно, вроде бы – самый такой бюджетный автомобиль, однако переднее сидение там – очень даже удобное и правильное. Не то, что на разных (дорогих и дешевых) джипах с их многочисленными (и бестолковыми!) регулировками, подогревами и т.п. Ну, это на мой взгляд. Кому нравится именно «анатомия», эти изгибы, регулировки и т.п. – ну, это уж, как говорится. Мне только это не навязывайте - а уж кто как сам - это дело личное.

Я, на всякий случай, озвучу: позвоночник исправляется, в том числе, путем лежания на РОВНОЙ относительно твердой поверхности. А не на поверхности, имеющей "анатомическую" форму. Ну, надеюсь, еще лет этак 50 - и до врачей-медиков, может, и дойдет, что НЕ следует злоупотреблять этими "анатомическими поверхностями". Не, ну а что - всякое бывает ведь. Так что - с любопытством будем наблюдать за изменениями медицинских концепций. Ну, как за футбольным матчем, к примеру. В самом деле - ну, куда они повернут свои концепции лет так через 5, а? А через 10?.....
Это вот сейчас слышно все более усиливающееся бормотание гопников насчет "необходимости обязательной" жижизации. Хм... Так, может, лет через 10 они будут всем ПРИНУДИТЕЛЬНО героин колоть? Или унитазную жижу? Или конечности отрезать - мотивируя это заботой о "безопасности" общества?

И вот недавно, после неудачной позы во сне – проблема с грудным позвонком. Ну, побаливает, больновато делать движения руками и т.д. Естественно, ни к какому терапевту-ортопеду-хирургу я идти не собирался (потому как крайне не люблю тратить время на абсолютно бесполезные действия, да еще, попутно, и выслушивать разного рода ненужные рекомендации от специалистов).

Кстати, вспомнил: в то время, когда была первая проблема (это еще до простановки фанерки в переднее сидение НИВЫ, когда мне было еще лет 40), мне хирург (опытный, кстати!) дал рекомендацию: купить корсет и носить его постоянно. Кроме сна. Вроде, даже в карточке такое написал.
А мне подумалось: ну, так а как же я в этом корсете буду, скажем, пилить дрова своей бензопилой? Которая «Урал» и весит килограммов 10? Носить бревна и что-то подобное? Хм… А машину как ремонтировать снизу? Ну, и т.д. Да и всё такое.
Вот, прошедшей зимой у меня прогорел бак в бане. Ну, да, за почти 40-то лет еженедельной эксплуатации. Стал я его оттуда вытаскивать. А он весом... как бы сказать. Килограммов 150. Там одной накипи за десятилетия скопилось несколько ведер. МОКРОЙ. Да еще и места в парной толком нет, очень неудобно. Ну, понятно, что я продумал и сделал систему полозьев, чтобы его вытаскивать и затем грамотно перегружать на тележку (ну, и потом обратно, в обратном порядке - там уже пришлось лебедку применять). Иначе там одному было бы не справиться ВООБЩЕ, потребовалось бы человека 4. Но, тем не менее - совсем уж без применения усилий там не получилось. Да, и т.д.


В общем, не стал я рассматривать такой способ решения проблемы, а, повторюсь – установил в сидение НИВЫ фанеру по размерам и стал делать некоторые несложные упражнения. Физические, ага.

Так вот, я подождал несколько дней. Ну, поделал там кое-что. Вижу – нет, не проходит. Ну, стало быть, надо вновь ехать к тому мануальному терапевту. Самоучке. Ну, не в поликлинику же, в самом деле. И не в пожарную часть, разумеется. И не в Спортлото.

Который, кстати, вообще далек от медицины. Единственное «медицинское», что он обычно просит перед тем, как начать процедуру массажа – это рентгеновский снимок позвоночника. Ну, или УЗИ, если есть.
Просто в свое время, лет 30 назад, он попал в сильную автомобильную аварию. Так, что в итоге пролежал в больнице со сломанным позвоночником около месяца. Потом выписали, приплелся домой. Потом нашел ученика Бобыря, который ему вправил позвоночник. А потом – занялся этим делом и сам.

Теперь, говорит, я уже ориентируюсь более-менее. Скажем, если заболело у него сердце и одновременно стала рука неметь… ну понятно, стало быть, проблема с грудными позвонками. Если не смог вправить их сам – иду, мол, к своему знакомому. А там – полчаса, и ВСЁ. Потом через пару дней и рука уже не немеет, и сердце не болит.
Однажды, говорит, потом (это после той аварии, уже когда позвоночник ему вправили и когда он его дополнительно восстановил физическими упражнениями) дом свой достраивал, ну, и расхрабрился – стал таскать вес больше, чем ранее себе позволял… Балки там стал кантарить с места на место без лебедки и рычага. Ну, потом опять пришлось нанести визит к своему другу. И, да – упражнения, упражнения, упражнения…


Тот его знакомый, кстати, таким же образом устраняет астму у одного. Когда тот начинает в очередной раз задыхаться - едет к нему, т.е. к мануальному терапевту. Полчаса-час - и всё. Через несколько часов, максимум - день, астма проходит. И человек живет нормально, вплоть до того, пока позвонки опять не выйдут из своего нормального положения. И тогда вновь начинается астма. После чего - вновь едет к мануальному терапевту.

Так вот, я и приехал к нему. После какого-то времени он спрашивает: у тебя вес какой? Небось, под сотню? Я отвечаю – да, типа того. А он: эх, а я и забыл, надо было штангистский пояс одеть.

При том, что у него вес, с виду, килограммов так 60…70. Раза в полтора меньше, чем у меня. А в процессе процедуры там есть движения, когда он резко(!), рывком поднимал меня почти полностью, только ноги несколько касались пола.
При том, что ему – всего лишь 71 год. Или - уже 71 год, как бы сказали некоторые народы. Ну, да, не 50+ как мне. И, тем более, не 30, конечно.

В общем, я ему посоветовал – одеть пояс, что он и сделал.

Да, говорит, вот иной раз на работе, если тяжелых мужиков массажирую – приходится потом дома (после работы) уже самому ложиться на пол и – упражнения, упражнения, упражнения…

Так вот. Выхожу от него. Сажусь на сидение машины и… сразу четко ощущаю, что ВЕРХНЯЯ часть его, где фанера не достает – тоже сделана неправильно. Да, вверху, ниже плеч (если ориентироваться по высоте), имеется впадина. Видимо, разработчики сидений решили выпендриться и «для красоты» сделали сию впадину. Ну, чтобы сидение, мол, было не монолитным, а «более привлекательным внешне». И эта впадина – как раз примерно на уровне того места, где у меня появилась проблема (со спиной).

Так что теперь вот придется изобретать – чем ее, эту впадину, заполнить. Как минимум, кусок фанеры придется вставлять и туда тоже.

Впрочем, уже вот что думаю. А не проще ли полностью убрать заводскую «фигурную» мягкую набивку, на железный каркас сидения установить фанеру (именно 4…5 мм толщиной, не тоньше и не толще), а на нее – сделать равномерный слой мягкой набивки...

Кто-то может возразить – мол, а не проще ли установить «нормальное» сидение? Нет, не проще. Сидение трехдверной НИВЫ, пожалуй, единственное в своем роде (я и на импортных автомобилях такого не припомню), которое позволяет производить с собой следующие манипуляции:

  1. Двигать взад-вперед,
  2. Наклонять спинку вперед-назад,
  3. Откидывать спинку вперед при ОДНОВРЕМЕННОМ отъезжании сидения вперед. Т.е. одним движением.

Последняя манипуляция предусмотрена для того, чтобы задним пассажирам было больше места для того, чтобы вылезти из машины. Это дает дополнительные сантиметров 10…12. Ну, и груз на заднее сидение при этом тоже удобнее загружать.

Первые две манипуляции так или иначе встречаются на ряде машин, а вот насчет третьей – я что-то не слышал. По крайней мере, на авторазборе, где присутствовало несколько десятков разных кресел, мне не смогли подобрать кресло, позволяющее 3-ю манипуляцию. Да и в интернете я не нашел информации об этом. Поэтому, при необходимости, на трехдверных машинах (не Нивах) переднее сидение вначале отодвигают вперед, а потом – откидывают спинку. А это – наклоняться надо, да и все-таки долго. Особенно, когда надо часто сажать-высаживать задних пассажиров. Проще, когда не двумя, а одним движением. Не задумываясь.

Впрочем, когда я поменял сидения так 3 передних (каждое служило лет 5, не более) по причине износа механизмов откидывания спинки, то задумался – но уже о другом. Дело в том, что механизмы эти, как оказалось, сделаны из практически сырой стали и под моим весом изнашивались довольно быстро. Тем более, что во время езды я то и дело меняю наклон спинки. Т.е. пользуюсь механизмом регулировки наклона очень часто. Ну, чтобы позвоночник не застаивался в одной позе. Да и хочется менять – ибо в одной позе ехать как-то скучно; и/или если меняется продольный наклон дороги (скажем, когда выезжаешь откуда-нибудь из оврага или с пересеченной местности – на трассу). В итоге - вырезал оттуда (из сидения, в смысле) заводские механизмы, вварив туда схожие, взятые с другой машины (с одной иномарки - с авторазбора).

Кстати, спинка сидения там, как обычно, дурацкая, НЕ способствующая правильному положению позвоночника. Да и более хлипкая, чем на НИВЕ. Ее металлический каркас, если честно, мне даже противно было брать в руки. Как елочная игрушка, декорация. Брезгую. А в нивской спинке - ну, хоть какая-то надежность ощущается. А у меня она еще и чуток усиленная, к тому же. Ну, с умом.

Там они – из закаленного металла. А вот механизм, осуществляющий 3-ю манипуляцию, оставил прежним, родным. Он хоть и грубый, топорно сделанный с виду, но свою задачу выполняет вполне исправно.

Так что выход - либо фанера целиком по площади спинки сидения (под равномерной набивкой оптимальной плотности... это еще найти придется где-то), либо - поменять спинку сидения полностью. На спинку сидения от Нексии (а это придется почаще заказывать такси с Нексией, чтобы окончательно понять - стоит ли). Эх, это ведь опять варить придется.

А делать что-то - надо. Иначе в определенном времени со спиной может получиться примерно так же, как оно было у меня лет 7 назад с геморроем. Но, геморрой - это проблемы с мягкими органами. Мягкие-то органы (ну, типа желудка, сердца, печени, мышц и т.д.) - лечить проще. Ежели они, конечно, не отравлены окончательно разной химией, жижей (типа экспериментальных "вакцин"), микробами, гриб(к)ами или т.п. Иногда бывает вполне достаточно энергетического воздействия. А вот позвоночник - орган твердый. Твердые органы лечить гораздо сложнее. Это уж поверьте моему слову: твердые органы исправлять ДЕЙСТВИТЕЛЬНО сложнее.

Кстати, как я ехал обратно

Сев в машину, чтобы ехать назад, я сразу почувствовал, что сидение - неправильное, что на нем не следует ехать. Ну, ладно. Опираясь спиной лишь на самую верхнюю часть сидения (чтобы не прогибалась спина, чтобы только что вставленные на место позвонки вновь не "скатились" назад в неправильное положение), я поехал более-менее. Потом смотрю... и вижу, ага, не очень крупные надписи на зданиях. Без очков, естественно. Да, для меня это - даже не достижение, а гораздо больше. Потом посмотрел далеко вперед и - оп-па - зрение прояснилось, мгновенно настроилось и я увидел вдалеке (на расстоянии примерно 1 километр, если не больше) стоящего человека. Хм... вот это да! Ехал, ехал (а это из деревни, потом через весь Затон и т.д.) - да периодически, не особо затрудняя себя, читал те или иные надписи на зданиях. Которые, увы, раньше прочитать не мог. Оказывается, СКОЛЬКО МНОГО всего можно видеть. А ведь я-то раньше обращал внимание, в основном, на дорожную обстановку, светофоры, да дорожные знаки. Ну, и на состояние машины, конечно. А тут - гляди-ка что...

Уважаемые читатели, Вы толком-то не слушайте меня. Ежели Вам выписал врач-окулист очки, или контактные линзы там - ну, будь тому. А еще можете еще и операцию глазную себе сделать, чтобы, того, зрение-то улучшить. Да-да, Вы поступайте так, как сами желаете. Я сию операцию, ЕС-ТЕСТ-ВЕН-НО (боже упаси!!), делать не собираюсь, но - это Я так. У Вас же может быть вполне какое-то свое мнение на этот счет. Ежели уж народы нынче колются, чем только свет ни стоит, и думают, что, мол, они "вакцинировались от коронного вируса", то... тут уже дело сугубо личное.

На следующий день

Сев в кресло, я тут же четко осознал, что больше использовать я его не буду. Т.е., да, придется выбирать один из обозначенных выше вариантов, причем, вскорости, так как тянуть время как-то не в моей практике. Тем более, в вопросах бытия. Хм... стал проектировать, куда можно еще фанеру подсунуть, т.д. Но, так как после массажа у меня широко расправились плечи (которые, по идее, и так не столь уж малые), то спинка сидения оказалась для меня... вообще малой. Да, как будто опираюсь на некую небольшую мягкую дощечку, что ли. Которая - только где-то там, посреди спины, а верхом спины на нее опереться даже не получается. Как это я ездил на нем раньше? Ну, нет, это не сидение. Это так, подпорка-времянка. Правда, окончательно понял я это сегодня, лишь спустя 20 с небольшим лет. Или - всего-то через 20 лет. Поэтому вскоре понял, что как тут ни проектируй - а придется еще и расширять сидение, как минимум, сверху.

Впрочем, да, допускаю, что я всего-навсего раздался в ширину в плечах... хм... и это когда уже тебе 50+. Ну, оно конечно, там упражнения разные (иногда - чуть ли не на пределе сил). И бытие. А может и само по себе, с людьми такое бывает. Видимо, и я - не стал исключением. Так что, возможно, что раньше эта ширина была более-менее приемлемой для меня, а сегодня, так как плечи расправились и пришли в полную норму, я уже окончательно понял, что - всё, спинка сидения стала мне "мала". Ну. это как становится мала одежда в одно "прекрасное" время. Да... видимо, бывает и ТАКОЕ.

В общем, что там. Это придется как-то исправлять спинку. Ну, или покупать спинку от более правильного сидения. Вскоре я остановился на втором варианте и стал искать авторазборы. Так как я принципиально не желаю пользоваться смрадфонами и прочими устройствами с мобильным интернетом, то пришлось сделать скриншоты из Google-карт и распечатать их. Качество, конечно, так себе, ибо принтер у меня - черно-белый. Но, иного выхода у меня пока нет. Ибо искать где-то там в Уфе у черта на куличках эти авторазборы - то еще занятие. Может, конечно, как-нибудь надумаю и куплю что-то типа лаптопа, закачаю туда ОФФЛАЙНОВУЮ карту города (опять же, чтобы - строго без использования мобильного интернета, так как не желаю получать дополнительное СВЧ-облучение). Но, пока - что есть, то и есть. Пока пользуюсь распечатанными скриншотами из Google-карт и/или бумажными картами города.

Кстати, нынче - ПРОБЛЕМА купить качественную бумажную карту Уфы. Еще лет 15 назад - такие карты были, а сейчас их почему-то стали делать хуже. А ведь в городе появились новые улицы! Поэтому по старым (20-летней давности) картам не всегда можно правильно сориентироваться. Так это еще усугубляется и тем, что кого ни спросишь - люди как заведенные тут же начинают утыкиваться в свои смрадфоны. Нет, чтобы просто вот сделать - да и объяснить, как куда проехать или пройти. Даже, иной раз, работники магазинов, фирм уже толком не могут объяснить дорогу. Странно как-то все это. И зачем им все эти смрадфоны, когда вполне можно пользоваться бумажными картами (пусть даже и не очень высокого качества)?... Ну, в крайнем случае - ведь можно маршрут на бумажке нарисовать. Да уж...

Купил в итоге сидение от какого-то Фольксвагена, что ли. Ну, со слов продавцов. От Нексии - не было. Вначале думал - может, от Land Kruser или Rav4 поискать и окончательно опробовать, посидеть в них еще разок. Но потом понял - ведь они будут для Нивы, пожалуй, широковаты. И получится, как говорится, на корове седло. Да и не было других, кроме тех Фольксвагеновских и прочих разных легковушечных (кои были представлены в многочисленном количестве, но прикасаться к которым не хотелось по одной простой причине: по степени правильности они не слишком отличались от нивских). А то, которое я купил - ну, какое-то добротное такое, толстое. Спинка если и продавливается, то очень слабо, умеренно. Как я ее ни давил - не смог продавить так, как на нивском кресле (а там она продавливается вообще минимальным усилием). А сзади, похоже, как раз и есть твердый экран (упор для набивки) - т.е. фанеру устанавливать туда не понадобится. И, любопытно, что оно - тяжеленькое такое, я даже удивился.

С выброшенной наружу подушкой безопасности. В том месте шов на коже (точнее, не кожзаме) сидения разошелся. Т.е. подушка с одной стороны - когда-то сработала... Ну, понятно. Почему-то вдруг пришла на ум женщина лет так 40+ то ли в юбке, то ли в платье по колено. Смуглая такая. Точнее, не смуглая, а в меру загорелая. Ну, да ладно. Наверное, пригрезилось. Промолчим-с, в общем.

Так что вот так. Я планирую срезать спинку с этого сидения, которое с Фольксвагена, и как-то (как??... там ведь ширины немного разные...) приварить ее к низу нивского сидения. Низ менять не буду, так как, еще раз - тогда не будет возможность совершать 3-ю манипуляцию с сидением, т.е. не получится его откинуть. Механизмы опускания оставлю те, что приварил ранее (с китайского автомобиля). Фольксвагеновские пусть будут про запас. Так что получится такое вот российско-китайско-немецкое сидение. Уфимской сборки.

Добавлено 08.08.2021

Думал я, как все сделать, наверное, пару часов. Прикидывал места крепления, оценивал радиусы поворота разных его частей при откидывании спинки и т.д. Пока, уже перед тем, как начал было разбирать его - пока решил на нем не посидеть хорошенько. Чтобы понять окончательно, стоит ли с ним связываться. Посидел-посидел на нем минут 30 и понял... что купил его совершенно зря. Оно никуда не годится, по крайней мере - для меня. Ибо:

  1. Спинка нивского сидения на высоте примерно выше половины - практически плоская. И это удобно, так как при желании несложно наклониться чуть в сторону. А это актуально, например, при езде по неровной дороге, по колдобинам и т.п. А то, которое фольксвагеновское - увы, некий желобок (предназначенный для упора спины) продолжается практически вплоть до самого верха. Понятно, что производитель хотел тем самым, видимо, создать условия для более сильной фиксации пассажира (или водителя). Однако, сильная фиксация актуальна, на мой взгляд, разве что, на скоростных автомобилях, на скоростях от 140 км/ч. И - при ровных дорогах. Тогда как Нива предназначена для эксплуатации в несколько иных условиях. Более 130 км/ч на ней лучше не разгоняться - она не для таких скоростей сделана. Да и насчет дорог - она вполне может ехать по, скажем так, не особенно ровным дорогам. И если водитель будет сидеть при этом в кресле, которое его сильно фиксирует, то ему придется сильно трястись вправо-влево, в такт с колебаниями машины. Так и головокружение заработать недолго. Т.е. спинка именно нивского сидения является оптимальной для таких условий: нижняя ее часть таки фиксирует водителя (пассажира), а верхняя НЕ фиксирует, давая возможность наклона вправо-влево.
    Кстати, расчет верхней части. Вот что прочитал в одном патенте: "Поперечное ограничение туловища с помощью усилия, прикладываемого на высоком уровне, то есть уровне плеч или подмышек, неудовлетворительно для строения тела. Из-за формы спины и перемещений, которые верхние конечности должны быть способны выполнять свободно, строение тела не выносит присутствия ограничительных элементов, которые препятствуют боковым перемещениям верхней части туловища на уровне плечи-лопатки". Патент. точнее. заявка на него № 4831045/11, 27.09.1990. Патентообладатель - фирма Фиат Авто С.п.А. (IT). Любопытно, что патент опубликован аж в 1994 г. Ныне он, кстати, перешел в общественное достояние. Но... подавляющее большинство производителей автомобильных сидений так и продолжают делать "какие-то свои" конструкции. Такие, которые почему-то ограничивают перемещение верхней части тела (водителя). Зачем, почему так? Почему же именно производители НИВЫ (ну, и Фиатов) оказались гораздо мудрее в этом плане?... Не знаю.
  2. Вверху фольксвагеновское кресло шире нивского сантиметров на 7. И это, увы, создает неудобства при использовании стояночного тормоза. Если, сидя на нивском кресле, достаточно взять ручаг тормоза в руку и потянуть ее вверх-назад, то на фольксвагеновском, увы, придется при этом еще и отгибать локоть в сторону. А это, во-первых, не очень удобно, а, во-вторых, может толкнуть пассажира, сидящего справа. Да и усилие руки на стояночном тормозе будет, следовательно, поменьше. Попутно, лично мне еще мешают дельтовидные мышцы спины, которые у меня достаточно накачаны. Сидя на нивском кресле я их не замечаю, а вот на фольксвагеновском - увы, они упираются. Т.е. то кресло сделано не для людей моей комплекции.
  3. Наличие желобка почти вплоть до самого верха спинки (см. п.1) приводит к тому, что вверху упираешься, фактически, не всей спиной, а только плечами/лопатками. Понятно, что со временем это приведет к тому, что плечи, банально, вывернутся вперед. Поэтому потом мануального массажиста придется посещать почаще. Да и дышать будет тяжелее - так как легкие будут чуть поджаты в результате. Т.е., опять же - имей я более узкие плечи (сантиметров на 5) и менее развитые мышцы - указанной проблемы бы не было с фольксвагеновским креслом. А с моими параметрами оно мне неудобно.
  4. Низ спинки на фольксвагеновском кресле гораздо уже, чем аналогичное место на нивском кресле. Это сделано для того, чтобы несколько скрыть механизмы откидывания спинки. Да, смотрится красивее, приличнее. НО. Но. Тогда как спинка нивского кресла внизу - очень широкая, там опираешься/сидишь - почти как на диване, можно даже немного сдвинуться вправо-влево. С моими размерами, опять же, это - удобнее.
  5. Ручка откидывания спинки на фольксвагеновском кресле расположена как-то более сзади и гораздо выше (где-то на 7 см), чем на нивском. В итоге, чтобы добраться до нее, приходится сильнее изгибать руку. Да еще (см. п.1), приходится отодвигать локоть в сторону. Т.е. легко изменить наклон спинки на фольксвагеновском кресле не получится. А это значит, что организм подсознательно будет пытаться снизить количество изменений наклона спинки. Ну, и со всеми вытекающими.
  6. Сидение покрыто кожезаменителем. Вроде, смотрится, опять же, более прилично. Но, увы, посидев на нем полчаса и встав потом, я обнаружил, что подушка сидения стала влажной. Т.е. ноги вспотели всего за полчаса. Несмотря на то, что кожезаменитель - перфорированный. А на Ниве - там кожезаменитель только сзади и по бокам сидения; та же его часть, которая контактирует с телом, выполнена из ткани. Видимо, поэтому у меня НИКОГДА не потели ни ноги, ни спина, сколько бы времени я ни ехал. Вне зависимости от температуры окружающего воздуха.
  7. Подголовник там - вообще дурацкий какой-то. Во-первых, довольно маленький. Во-вторых, если опираться на него головой, то получается упор сзади и немного СВЕРХУ. Т.е. всегда, когда будешь откидывать голову на него, на нее будет действовать небольшая, но таки сила реакции опоры со стороны подголовника, направленная, в том числе, вниз. При езде по тряской дороге такая сила будет, конечно же, выше. Причем, когда занят дорожной обстановкой, на такие "мелочи" внимания, скорее всего, не обратишь. А это - один из факторов (возможного, будущего) шейного остеохондроза. Нивский подголовник в этом плане гораздо лучше: он может поворачиваться вокруг вертикальной оси и хотя бы немного подтсраиваться под голову водителя.
  8. Кстати, а если говорить о подушке сидения (на которой, собственно, сидишь), то и здесь нивское кресло лучше. Потому, что, сидя на нем, есть возможность свободно раздвигать ноги в стороны - ничего не мешает. А на фольксвагеновском - увы, нечто типа желобка (как и на спинке). И когда начинаешь ноги раздвигать в стороны - чувствуешь упор в своего рода "бортики". А это сковывает позу, ограничивает движения. Не знаю кто как, а лично я от этого буду быстрее уставать. Я, конечно, подушку планировал оставить нивскую, т.е. этот пункт не актуален. Но, тем не менее.

Так что, увы, следует признать, что (по крайней мере, лично для меня) нивское сидение - лучше практически по всем параметрам, чем то фольксвагеновское, которое я купил. Жаль и потерянного времени, и денег, и места в гараже, где теперь будет стоять купленное сидение - совершенно без дела. Вместе с еще тремя старыми автомобильными креслами. Как недвижимость. Вообще, даже удивительно - как это, в России сделали более удобное (для меня) сидение, чем в Германии. Надо же.

Впрочем, я уже писал, что хуже в нивском кресле: это его механизмы откидывания спинки, которые, будучи сделанными их сырого металла, достаточно быстро выходят из строя. Тем более, при моем весе. И отремонтировать их невозможно. Так вот, если придется еще раз менять эти механизмы, то как раз с фольксвагеновского сидения их и возьму. Ну, или для пассажирского кресла, может, пригодятся.

Так что, отнес я то сидение в "дальний угол" гаража, взяв оттуда старое, нивское

Очередное, в котором вышли из строя механизмы изменения наклона спинки. Хм... думаю, а дай-ка разберу его - хоть посмотрю, отличается ли оно от того, что стоит у меня на данный момент. Разобрал. И вот что оказалось:

Сидения автомобиля Нива со снятой набивкой спинок
На более новом сидении (справа) - ДВЕ ручки регулирования наклона спинки. Вторую я приделал сам. Ну, для разнообразия. Да и потом, если надо быстро опустить/поднять спинку - при помощи двух ручек сделать это получается гораздо быстрее.

И еще - на более новом сидении заменены направляющие втулки стержней крепления подголовника. На втулки от китайского автомобиля. Мне они показались более правильными, чем нивские. Потому, что в них есть специальные пластмассовые вкладыши. Попутно, конечно же, пришлось переделывать и сам подготовник. В итоге корпус (с мягкой обивкой) его так и остался нивским, а вот направляющие стержни теперь - тоже китайские.

Слева - сидение более старое, купленное лет 8...10 назад. Справа - поновее, купленное пару лет назад. Что видно? Как минимум, то, что на старом в верхней части имеется дополнительная перекладина, которая как раз и не давала проваливаться назад позвонкам грудного отдела позвоночника. А на новом производитель сэкономил и этой перекладины там уже НЕТ.

Кроме того, на обоих сидениях видны следы моей сварочной работы - для усиления каркаса.

набивки сидений - тоже отличаются (более новое - слева:

набивка спинок сидений автомобиля Нива

Видно, что на более новом верхняя часть спинки несколько больше вдавлена назад, чем на старом. А если еще учесть, что под давлением спины средняя часть набивки уйдет назад сантиметров на 5... вот и получается тот самый вредный изгиб в грудном отделе позвоночника. Вот она - та самая впадина, о которой я говорил чуть выше.

Это - с фанерой. А без нее средняя часть уйдет не на 5 см, а где-то на 10...12 см. Т.е. кресло будет являться тренажером сутулости. Тренажером кривизны позвоночника. Ну, типа, для разнообразия. Это чтобы быть как все 50...70% населения - получать проблемы с позвоночником, ну, а потом обсуждать их их последствия с врачами и прочими индивидами социума. Ага, и делать для себя вид, что, мол, "даже и не знаем, откуда это". Ах, да, "возраст уже", наверное. Ну, а также "экология" и "стрессы".

Какой дурак придумал подобную "анатомичность"?... Ну, понятно, что вопрос - риторический и обращенный к кому угодно, но только не к руководству завода - изготовителя Нивы. И вовсе не потому, что российские инженеры-рабочие "не хотят работать". Нет! Они-то как раз ХОТЯТ работать. Ну, не все, но многие. Но, их давят, на корню выкашивают практически любую полезную инициативу так называемые "эффективные менеджеры". Да что говорить, когда, этот, как его там, генеральный-то директор Автоваза, иностранец, все никак в толк взять не мог - нужна ли, мол, Нива в России или нет. Комментировать сии рассуждения, понятное дело, абсолютно бессмысленно. Уже только одно рассуждение на эту тему характеризует сего "управленца", как человека недоразвитого, практически не соображающего, чем он, собственно, занимается; зачем он, собственно, посещает свое рабочее место в рабочее время. Так, сделать вид, что, мол, "руководит предприятием"? Ну, и конечно же, зарплату получить. А также, возможно - создать все больше условий для окончательного развала "своего" предприятия. Иных его целей я усмотреть никак не могу, даже "под микроскопом". Может, кому-то удастся найти и иные причины, но мне, повторюсь, не удается.

Как мне рассказывал один владелец УАЗа Patriot, являющийся уроженцем Башкирии, но на момент разговора проживавший в Москве: мол, если у тебя - автомобиль Нива, то окружающие (москвичи) делают вывод, что денег у тебя немного; а вот если УАЗ Patriot - то, значит, денег у тебя более-менее, но есть бзик - ты, типа, патриот и покупаешь только российское и потому не желаешь приобретать импортный джип.

Однако, даже если и принять на вооружение эту точку зрения и предположить, что именно ею и руководствуется нынешний генеральный директор Автоваза (ну, если на иное у него не хватает умственных способностей; или физиологических, если умственные способности - отсутствуют), то в любом случае следует хотя бы понимать, КУДА идет Россия-то. Куда направлен ее, скажем так, вектор? Правильно, судя по многим факторам - в углубление кризиса, в болото, к снижению уровня образованности населения, к усугублению правового беспредела, к ссоре с как можно большим количеством стран и протчая, и протчая, т.е. - к развалу. А раз так, то здесь как раз и будут востребованы автомобили, приобретаемые людьми с меньшим количеством денег. Потому как таких людей будет становиться все больше, даже если имеющиеся на сегодняшний день куда-то денутся (например, уедут за границу или вымрут в результате жижизации).
А с другой стороны, владелец того УАЗа как-то не очень подходил под высокобеспеченную категорию. Потому как (с его слов) специально выжидал время, когда придется ехать в командировку в Уфу - и заезжал к своим знакомым в автосервис для ремонта того самого УАЗа. Потому что в Уфе это намного дешевле.
Кстати, он мне даже дал порулить на нем немного, сел рядом со мной, а я - на водительское кресло. Хм. Жму на газ, а машина... не реагирует. Ну, я еще жму... и опять толком не реагирует; так, очень-очень "вежливо" разгоняется. Ну, еду и думаю, что бы оно могло значить. А он мне говорит: ну, ты, похоже, ездить не умеешь.

Поэтому, даже можно уже не задаваться вопросом, что там нынче вытворяется на этом заводе. Даже если там и идет некое "производство российских автомобилей", то, скорее всего, по инерции, чисто за счет трудового энтузиазма тех, кого еще не угробили различные дурацкие распоряжения подобных "управленцев".

Т.е. видим, что кресло поновее, купленное лет через 8 после старого, сделано ХУЖЕ. Собственно, даже то, что постарше - и то не совсем правильное. Но, более новое - еще хуже. Опять же, ничего такого странного тут нет. Если уж даже фольксвагеновское кресло сделано неудобно (и даже неудобнее, чем нивское; при этом нивское еще и дешевле раза в 2...3), то что там говорить про Ниву. Понятно, что ее как портил завод-изготовитель (на протяжении последних 10...15 лет), так и будет продолжать портить.
Собственно, и не только Ниву портят. Взять УАЗ, который "патриот". Точнее, Patriot. Там сидение еще более ужасное. Я в нем сидел немного - в качестве пассажира, да и водителем побыл немного. Ощущение - как будто тебя посадили в пробирку и приклеили куда-то. И вот - сидишь там, неудобно, тесно и, того и гляди, вывалишься из этого сидения. Впрочем, этот Patriot - вообще комедия, там много чего аналогичного и "интересного". Там - и ШРУСЫ, и колеса, и бензобак, и двигатель, и т.д. А раньше - там, судя по отзывам, на двигателе иной раз так и норовили оторваться крепления. Не знаю, как сейчас, может, хотя бы их сделали более надежными. Странная машина. Нива в отличие от него - куда более продумана и гораздо качественнее. Что, собственно, понятно: ведь Ниву разрабатывал, по сути, конструктор-энтузиаст. Добротный такой. Ну, а УАЗ... УАЗ, увы, в последние десятилетия попал в руки маркетологов. Это вовсе НЕ ТАКИЕ добротные конструкторы, который разрабатывал НИВУ. Это - та еще свора... Которые, насколько мне видится, вовсе не стремились сделать надежный. проходимый (а то и универсальный) автомобиль. Именно поэтому, кстати, они его и довели до конца.

А вот, кстати, ка выглядят набивки обоих сидений изнутри:

Набивка спинок сидений автомобиля Нива: вид изнутри

Видно, что на старой (справа) внутри есть пластмассовые накладки (черные такие). Та накладка, которая со стороны спины водителя - она как раз и НЕ ДАВАЛА прогибаться позвоночнику в грудном отделе. Причем, эта накладка упиралась на ту самую дополнительную перекладину, присутствующую на старом, но отсутствующую на новом сидении. По той причине, что она обладает некоторой жесткостью. А в новой набивке накладок уже нет. Т.е. сей "эффективный менеджер", похоже, так и смотрит (как некоторое известное, но противное и снующее везде животное, наверное), мол, ну, на чем бы таком еще сэкономить на производстве Нивы; как сделать машину еще хуже? Ага, вот можно эти накладки (себестоимостью - пару рублей, наверное) не применять. И так, мол, пойдет. Так, может, в будущем он надумает выпускать Ниву без двигателя? Или без кузова? Ну, а что. Какие его годы-то. Мне кажется, еще лет 5...10 - и он вполне способен будет дойти и до подобных "технических решений". Если уж бездарь и неспособный глядеть дальше своего носа (да еще на руководящей должности) - тогда от него можно ждать вообще всего, чего угодно. Тем более, ежели уж Ниву стал называть "Лада 4х4".

Ну, это как с браузерами, к примеру. Вижу на форуме где-нибудь, типа, человек использует Яндекс.браузер или Google Chrome какой-нибудь. Пишу ему: а Вы попробуйте открыть в нем несколько сотен вкладок. В ответ читаю: ой, да зачем, кому это надо, лично я, мол, и в 20-и начинаю путаться.

Ну, что скажешь... Т.е. чтобы хоть как-то оправдать что-то заведомо худшее, человек пытается рассуждать о том, что, мол, достоинства чего-то более лучшего, якобы, "никому не нужны".

Что делать?

Да, ОБЯЗАТЕЛЬНО вставлять фанеру за набивку (иначе, скорее всего, искривление позвоночника так и будет иметь место при более-менее длительной эксплуатации машины). Но, одной фанеры недостаточно. Как минимум, следует сделать более толстой среднюю часть набивки спинки. Видимо, легче это будет сделать для СТАРОЙ набивки (см. предыдущий рисунок), чем для новой. Ибо для новой придется также добавлять некий клин сверху - для выравнивания. Так что - как хорошо, что я таки не выкинул старое кресло: набивка от него пригодится для замены набивки... более нового кресла. Как какая-то фантасмагория. Это примерно, как купил человек, скажем, новые ботинки. Ну, поносил сколько-то. Потом понял, что у него "почему-то" стали искривляться суставы в щиколотках. М-да. Сел, подумал, посмотрел на ботинки. Сравнил со старыми (причем, ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ!). И, срезав подошвы со старых ботинок, приклеил их к новым.

Кстати, оказалось, что придумал правильный путь решения проблемы с позвоночником. Примерно то же самое говорится в одном патенте, в частности. Цитирую: "В целом, использование поясничной опоры с очень высокими боковинами для достижения эффективного поперечного ограничения в сидении, например автомобиля, соответствует в точности познаниям из функциональной анатомии.". Заявка 4831045/11, 27.09.1990. Правда, к сожалению, не могу дать ссылку на этот патент, ибо - "россия". И этим все сказано. Т.е. скачать-то я его смог, а вот ссылку него дать НЕВОЗМОЖНО.

Кстати, вот что еще интересного пишут в этом патенте: "Поясничный опорный элемент предпочтительно выполняется из особо жесткого материала в том смысле, что в отличии от пружин, используемых в пружинной конструкции сидений, производимых в настоящее время, этот элемент (или образующие его детали) не могут упруго деформироваться в значительной степени.".

О, золотые слова! Но, я бы чуть уточнил. Не из "особо жесткого" материала, а из достаточно жесткого, а именно - способного упруго деформироваться лишь при приложении значительных усилий, примерно равных усилию опоры спины человека. Жесткость следует подбирать экспериментально. Да, верно, его можно сделать и из пластмассы. Если это металлический листовой материал - то, конечно же, он должен быть закаленным - для возможности упругости. Но, еще раз: оптимальнее всего будет именно ФАНЕРА. У металла - у него... какая-то "не такая" упругость. Да и у пластика - тоже. Тут именно ДЕРЕВО нужно. Фанера. Не знаю, как это объяснить, но чувствую, что это так. Правда, дерево со временем может терять свои качества. Но, судя по практике, у меня фанера в сидении вполне работоспособна уже вот 10 с лишним лет.
В конце концов, никто ведь не будет делать деку для пианино из металла или пластика. Так вот, некая аналогия прослеживается и здесь.


А в идеале, РАЗУМЕЕТСЯ, поясничный упор должен бы приспосабливаться к спине сидящего - путем быстрой регулировки этого упора. Например, так, как предлагается в том патенте. По аналогии с тем, как водитель может наклонить спинку сидения вперед или назад.

Да, и еще - придется удлинять спинку кресла. Пилить ее где-нибудь ближе к верху и вваривать кусочки металла. В этом плане купленное мною недавно фольксвагеновское кресло получше: его высота-то как раз та, что надо бы. Но, увы, имеющиеся у него массу недостатков исправить будет, наверное, невозможно. Проще таки подложить что-то под среднюю часть набивки спинки у нивского кресла. Наверное, возьму ее от более нового.

И еще немного отогну верхнюю часть корпуса спинки назад - чтобы убрать этот совершенно излишний "анатомический" изгиб. Подобные изгибы, кстати, присутствовали раньше, например, в спинках сидений междугородных автобусах (не знаю, как обстоит дело в современных). Помнится, ВСЕГДА, когда мне доводилось садиться на эти сидения, я всегда задавался вопросом: ну, какой дурак придумал эти изгибы, зачем? Специально, что ли, чтобы сидеть было неудобно? Там, как ни наклоняй спинку - достаточно тяжело было сидеть. Ну, мне, по крайней мере.

А окончательный мой вывод - такой. Если еще раз придется покупать НОВОЕ сидение - то перед установкой, видимо, его придется РАЗОБРАТЬ и посмотреть, насколько правильно оно сделано. Насколько смог его испортить тот самый "эффективный управленец". И, раз уж разобрал - доводить до ума. Причем, речь идет о покупке в магазине. Который и гарантию дает и утверждает, что, мол, сидение - заводское, и что оно не сделано где-то там в подворотне. Однако, увы, придется относиться к вновь покупаемым новым автомобильным сидениям - да, как к купленным где-то в подворотне, у наперсточников или у аналогичных элементов.

Предвижу "доводы": ну, мол, это - дело привычки. Это, мол, "мелочи". Этим "никто не заморачивается". Да, верно. Полностью согласен. Ибо кривой позвоночник - это тоже ДЕЛО ПРИВЫЧКИ. Кто хочет к этому привыкать - ну, и привыкайте. Кстати, люди и не только к искривлению позвоночника привыкают, а и к его последствиям. Ну, таким, как астма там, сердечные недомогания, головные боли, онемения, т.д., т.п. Да, люди в самом деле - привыкают буквально ко всему. Так что, если кто желает - бога ради, привыкайте. Только, просьба - делайте это как-то без меня. А про меня, кстати, вполне можете сказать, мол, "вот ему делать нечего; лучше бы купил новую машину". Как минимум, за последние лет 15 я подобных слов слышал немало.

Так что, на всякий случай, сохраню старые сидения от Нивы. Мною доработанные. А то ежели вдруг когда-нибудь надумаю купить Фольксваген или еще что - вот тогда-то эти сидения могут пригодиться; вполне возможно, что придется снимать новые (фольксвагеновские или т.п.) и ставить старые, нивские. Ну, водительское сидение, по крайней мере.

И еще раз: всё, что написано в этой статье, является исключительно моим субъективным мнением, выводом. Который сформировался на основе личного опыта эксплуатации сидений Нивы и путем анализа их конструкции. А также - опытом (своим личным и чужим) с проблемами с позвоночником и работой с ним. Теоретически, этот вывод может быть в чем-то неверным.

Если кто после прочтения сей статьи ринется вдруг искать мануальных терапевтов, то я должен его(ее) немного разочаровать. Дело в том, что в отношении мануальных терапевтов/массажистов заведено не так уж мало... уголовных дел. По причине, разумеется, вреда, нанесенного здоровью пациентов в результате процедуры. Да что там, у меня соседка (сейчас ей немного за 70) в свое время, когда ей было 50+, из-за проблем со спиной, обратилась к такому "специалисту". Так он ей сломал позвонок. После чего она всё на больничный, да на больничный, так в итоге и пришлось уволиться с работы. И жаловаться, говорит, как-то неудобно: ведь того человека ей посоветовали хорошие знакомые.
Исходя даже из краткого ее рассказа, я уже отчетливо понял, что мануальная процедура с ней делалась неправильно. Впрочем, и тот человек, который делал массаж мне, тоже, на мой взгляд, не совсем правильно работает. Т.е. тут такое правило: если высок риск, что может быть что-то не то, лучше не делать такой массаж вообще.


Так что аккуратнее. Это, простите, не пилюльку из аптеки заглотить. Впрочем, боже ж ты мой, ну, ДЛЯ КОГО сии строки-то я пишу? Какой там риск. Когда народы массово, многими сотнями тысяч-миллионами добровольно подставляют себя под иглоукалывание некоей малоизвестной жижей. Про которую общеизвестно, что она - экспериментальная. Не говоря уж о том, что производится она... с использованием ЧУЖИХ человеческих(!) клеток, а, стало быть, не может быть применена к живому человеку. И при этом, КАЖДЫЙ(!) имеет возможность для себя - ознакомиться, что, собственно, происходит; какие могут быть последствия от этой жижи и стоит ли ее колоть вообще, даже теоретически. И вообще, есть ли хоть малейшие причины для беспокойства и иглоукалывания? Но, нет ведь - идут и колются. Не все повально, конечно, но, и - немало. Так еще и "мотивируются", ага, этими, розыгрышами призов. Где это видано, чтобы медицинскую процедуру делали на призы?! Где это видано, чтобы медицинские процедуры массово осуществлялись... в торговых центрах, а то и подворотнях? Ведь медицина - это о лечении и сохранении здоровья, а не об увольнениях с работы, невозможности купить продукты или посетить фитнес-центр, призах и т.п. Тут уж должно быть понятно любому человеку, даже при полном отсутствии умственных способностей, что сия иглоукалывательная процедура с медициной связана слабо. Но, еще раз, не взирая на это, масса смельчаков отваживается на нее. Им ли рассказывать о медицинских рисках.

Добавлено 13.12.2021

А недавно я обнаружил такой вот патент. Правда, это скорее даже не столько патент, сколько научная статья. Странно даже, почему она опубликована в виде патента. Обычно патенты такими не делают. Авторы очень так подробно проанализировали условия сна подавляющего большинства людей и сделали вывод: исходные проблемы с позвоночником начинаются, во вторую очередь, во сне.

А в первую очередь - еще до рождения, конечно.

Оказывается, так как во сне тело человека расслабляется - именно тогда оно и становится наиболее(!) подверженным разного рода искривлениям. Т.е. искривления в первую очередь появляются именно во время ГОРИЗОНТАЛЬНОГО положения тела. А они, эти искривления, уже способствуют, в свою очередь, тому, что будучи в вертикальном положении (во время бодрствования) позвоночник уже менее способен воспринимать нагрузку. Становится более податливым. В итоге - так и получаются первоначальные условия для возникновения протрузии, смещения позвоночных дисков, грыжи дисков и т.д. Если неправильная поза для сна становится привычной. В общем, рекомендую каждому НОРМАЛЬНОМУ человеку этот патент для прочтения. Судя по его тексту, авторы - практикующие врачи, обследовавшие не один десяток пациентов (если не многие сотни).

Кстати, авторы категорически предостерегают от сна на жесткой поверхности. Так и пишут, что, мол, "какой-то умник 60 лет назад продекларировал, что полезно спать на твердом, а еще лучше, на доске. И теперь все повторяют его слова". С чем я, по идее, согласен. Это как и с сидением на жестком стуле: стал я сидеть на мягком кресле - и уже как-то не тянет более на геморрой. Скорее всего, примерно также и со спиной.

А ведь, СКОЛЬКО, повторюсь, откровенной, наглой лжи пишут и проговаривают в СМИ (в том числе, даже в "научных" источниках), что, якобы, "полезно сидеть на жестком сидении". И самое печальное, что всей этой ахинее я еще и верил. Еще лет 7...10 назад.

А вот то, что, якобы, вредно перекатываться на спине в позе "эмбриона" (когда колени подогнуты к подбородку) - вот я этим я категорически не согласен. Как же так - я же сам именно ЭТИМ упражнением периодически (точнее, пару раз на дню) вправляю себе спинные позвонки... Иногда после неправильного сидения или еще после чего, как начнешь кататься - так ТАКОЙ хруст иной раз стоит, что. Иной раз, позвонков 5...6 входят на свои места. А если бы я этого не делал - так и ходил бы со смещенными позвонками. Не будешь же ездить к мануальному терапевту или массажисту... КАЖДЫЙ ДЕНЬ. В итоге, В САМОМ ДЕЛЕ, спина была бы менее восприимчивой к нагрузкам. И уставала бы даже от сравнительно недолгого нахождения просто в наклоненной позе. Что, собственно, у меня и было раньше, еще лет 5...10 назад. А теперь я, похоже, более-менее избавился от этого. ДА ТАК избавился, что вновь на штангу потянуло. Не сказать, что уж прям неудержимо, но... Гирю вот 20 кг обратно в дом решил занести. А она ведь у меня давненько уже стояла на улице, в районе верстака.

А вот, кстати, еще патент - способ ходьбы с разгрузкой. Заявка № 2019107706, 18.03.2019. Это когда человека слегка подвешивают за верхнюю часть и он при этом ходит по беговой дорожке. На самом деле, этих разных патентов, так или иначе направленных на ликвидацию проблем с позвоночником, СТОЛЬКО, что. Видимо, эта проблема и в самом деле - очень актуальна для народа.

С уважением, Салимоненко Д.А.