Салимóненко Дмитрий Александрович
Разное
Как я делал соковыжималку
Поначалу я решил, ну, типа, как люди, взять, да и купить соковыжималку. Да, вот так. Была такая дурь в голове. И даже посетил для этой цели 6…7 магазинов. В Уфе. Торгующих именно соковыжималками (ну, т.е. не автозапчастями и не бензином, конечно). Дело в том, что какой год уже с наших яблонь сыплются градом яблоки, а перерабатывать их – не всегда получается. Поэтому они в итоге попросту сгнивают. Ну, понятно, что это – удобрение на будущий год, но. Но, хотелось бы использовать яблоки, все же, не только в качестве удобрения. Ибо съесть их все за сезон – не представляется возможным.
В общем, посетил. Магазины-то. Как музеи. Увидел - халтуру. Потом, ага, сразу из магазинов, пошел домой. Взял в руки чертежные принадлежности – ну, там, карандаш, миллиметровку. И начал рисовать.
Потом пошел к токарю. Он, правда, от чего-то отказался, а что-то сделал. Что-то доделал другой токарь ВРУЧНУЮ, а что-то – потом уже я сам. Соковыжималка та потом как-то работала. Перерабатывая около ведра яблок за час-полтора. Но, как-то с затруднениями. И, что самое печальное, с привкусом металла.
Ну, я там еще доработал. Потом еще. На шнеке сделал зацепы, и т.д. А недавно решил сделать крышку (упор подшипника) – тоже из нержавейки, так как весь корпус, вместе со шнеком, и так уже выполнен из нее же.
Вначале пошел покупать нержавейку
Ну, это где-то в районе г. Уфы, около аэропорта. В районе металлобазы. Фирма одна. Прикинул, сколько металла потребуется. с учетом допусков пару миллиметров. Ну, понятно. Отрезали. Заплатил. Забрал.
Потом начал искать токарей
И вот тут. Оказалось, что это Вам, увы, не советский союз. Это тогда токарей была – масса. Хороших, подготовленных. И, что самое интересное, они еще и работать умели - как положено. И, это уж совсем высший пилотаж, у них еще и инструменты разные водились на рабочих местах. Ну, там нутромеры/микрометры разные. И прочие калибры с накатками.
В общем, звоню. Сможете? – спрашиваю. Да, вот мы тут. Приезжайте. Ага, к черту на кулички, на противоположный край Уфы. Да еще там где-то в буераках каких-то. В промзонах, заборах и прочих нефтезаводах. Уфффф.... Ну, да ладно. Раз таки дела – взял чертежи, поехал. Кое-как нашел.
Жду-жду. Наконец, явились моему взору их величество. Они, подозвали другое, тоже их величество (без сомнения). А те уже стали совещаться, в свою очереь, с третьими (по счету) их величествами и крутить лист чертежа в разные стороны и произносить некие звуки. Эх, думаю, и зачем я сюда… мммм… как бы сказать… приехал. Потом слышу: у, тут у вас отверстия надо вначале сверлить, потом растачивать; резец биться будет.
Я, уже в слабеющей и почти что омертвевшей надежде: так, может, того, подачу резца снизить?....
А он ответил – не твоё собачье дело!
Ю.Ю. Шевчук.
Пока я произносил эту фразу, их величество развернулись и… пошли прочь. Видимо, с целью - продолжить свое восседание на троне каком.
Ну, что дальше
А дальше – я стою посреди производственного двора, где-то на краю Уфы. Да, вообще, непонятно где. Рядом – кучи железок разных калибров и некоторое количество изрешеченных то ли войной, то ли временем, то ли ржавчиной - автомобилей. И – ВСЁ. Больше нет ничего. Т.е., да, практически та самая дзэн-буддийская пустота, если приглядеться повнимательнее. Кимберлитовые пустоты.
Ну, в итоге, вышел я из двора. Звоню дальше. Да-да, отвечает. Приезжайте. Конечно, мы тут теперь производство металлоконструкций развиваем. Сделаем конечно, у нас полный цикл производства. Да, вообще, мы тут конкретно и в лицах работаем.
Ладно. А как туда ехать? Да кто его знает. Народ нынче - немногословный от слова "я смотрю телевизор". Думаю: надо найти автобусников. А ГДЕ??... Ездил я ездил, в итоге - на какой-то там конечной остановке, непонятно вообще, как я там до нее добрался. Вроде, где-то в Уфе - да, вообще в какой-то (****), если честно. А они нынче тоже НЕ ТЕ. В общем, кое-как что-то там объяснили. Поехал в итоге.
Самое интересное, что в итоге еще и приехал по адресу. Даже самому удивительно до сих пор. Правда, смотрю, уже и бензин на исходе. Увы, НИВА – это Вам не мотоцикл, не Ока и не современная Лада какая-нибудь. Уж что-что, а бензин расходовать НИВА любит. Правда, конечно, и едет в итоге практически везде, где нет заборов или стен.
Вот как иной раз бывает... Куча снега или вообще какой-то грязи. Да, вообще конкретно. И/или там кто-то встал в ДТП. Остальные, естественно, стоят. Видимо, в целях демонстрации протеста против таких вот ситуаций.
На краю снегопада
С неба падает снег -
Значит, небу так надо.
В. Бутусов.
Ну, а я - что, объезжаю сии места. По рельсам/шпалам/бордюрам/.... Что же мне, в самом деле, делать что ли, больше нечего - стоять и ждать чего-то.
Ну, в общем, приехал. Ну, там тоже – разные дяденьки такие. Один, другой. Один звонит начальнику, тот звонит какому-то Максиму и все ждут, что же изволит сказать тот самый Максим. А тот самый Максим там обсуждает разные какие-то вопросы... Попутно, токарь крутит в разные стороны чертеж и молвит сказ примерно такого содержания: ну, Вы понимаете, у нас станки старые, нутромеров нет, да и микрометры непонятно, какие. Поэтому Вы приносите сюда корпус с посадочным местом, несите подшипник, кой будет посажен в отверстие – мы подгоним по месту.
Пока он говорит-говорит, а я все думаю: аааааааа….. куда я опять попал? Но, все-таки, пытаясь исследовать ВСЕ варианты, все-таки, обсуждаю с токарем последнее: ну, может, допуски снизить? Ну, там, может, еще что? А токарь в ответ: ой, нет-нет, не буду я работать с такими допусками. Нет-нет.
Это Вам, говорит, надо на УМПО, там у них есть отдел заказов. А что такое УМПО/Гидравлика и т.п. – это я примерно знаю, правда, понаслышке только. Про то знаю, что там накладные и аналогичные расходы составляют в районе 75% от полной себестоимости. Т.е. в итоге деталь будет дороже раза в 4. Так как заказ – единичный. Понятно, что для крупного предприятия он – не особо выгодный.
Ну, что же. Звоню двум своим знакомым токарям. Которым не звонил уже лет, наверное, 5. Оба – на пенсии… Нет, говорят, да, достало уже за станками стоять, отдохнуть охота. Нет-нет, я завтра на рыбалку поеду. Ну, и т.д. Начальник одного из них говорит ну, у меня есть станок, свободный стоит. Попробуйте сам, если что. М….м.
Ладно, звоню дальше. Теперь я стал умнее и продвинутее. Беру у них электронную почту и рассылаю каждому сборочный чертеж (с указанными габаритными размерами). В итоге из, примерно, 8 человек ответили… только трое. Звоню. Ну, что, говорю, допуски-то обеспечиваете такие? Нутромеры/микрометры есть? Станки не раздолбанные? ЗАВТРА сделаете?
Ну, ладно. К одним, в итоге, приехал. Даже был согласен на 5 т.р., лишь бы сделали. Но, сказали, мол, сколько посчитаем – сколько и будет. Отдал им заготовки - нержавейку. На следующий день – звонят. Вышло на 3,5 т.р. Хотя, в другом месте предлагали определенно подешевле, ну, да ладно. Вот такие детали:
Теперь, спустя, наверное, лет 10, я чертил эти чертежи в программе "Компас". Конечно, это намного удобнее, чем вручную, на миллиметровке. Как раньше-то, когда я работал в ИПСМ (Институт проблем сверхпластичности металлов), г. Уфа.
И вот что они по этим чертежам сделали:
Что же, вполне недурственно. Правда, один (некритичный) размер в глубину просадили на 1 мм, ну, да ладно. Я, по идее, практически все размеры свободными оставил (т.е. по самому грубому квалитету). По крайней мере, дисбаланса отверстия для подшипника относительно базы, вроде как, нет (предварительно, мы, конечно, обсуждали этот момент, что окончательно отверстие под подшипник нужно обрабатывать уже ПОСЛЕ того, как упор будет приварен к крышке, т.е. чтобы учесть возможные температурные деформации, вызванные сваркой). И подшипник входит, именно, не как попало – а с легким-легким усилием. Т.е. по скользящей посадке, как я и планировал. Красота. Правда, потом еще под оборотами там слегка шкуркой прошлись. Очень слегка. Чтобы входил легче. Ну, да, надо было мне не лениться, а открыть справочник и подобрать более легкую посадку… а я так уж, по памяти и из общих соображений написал допуски-то. На посадку подшипника.
Что молодцы – так это то, что даже торец после сварки вчистовую обработали. Даже красиво получилось. Хотя, я даже вслух говорил им, что необязательно это делать.
Кроме того, КОГДА я увидел еще и калибр, выточенный ими, на всякий случай, из СОБСТВЕННОГО черного металла (для базы А) - тут я уж окончательно понял, что люди работают серьезно. Что это не шараш-монтаж контора какая-нибудь. Еще раз - молодцы и искреннее спасибо!
Оказалось – это частный производственный цех по металлообработке
Да)). Как я вошел туда – так сразу повеяло родным. Там и родной уже, привычный запах охлаждающей жидкости и машинного масла, и характерный шумок, издаваемый резцом о деталь, и тарахтение двигателей станков, и… даже в чем-то ПОХОЖИЕ, еще ТЕ САМЫЕ(!) (хотя, уже и другие), родные лица – токарей, фрезеровщиков… И – даже(!!) тот самый - характерный - советский мастер (производства). Да-да, ТОТ САМЫЙ!! Который то ругается, то еще что, но в общем – замечательный и добрый человек (а не нынешнее коррупционно-персонажно-сказочно-наглое-бандитское фуфло, нажившее свой политический капитал на страданиях и взрывах). И, представляете, даже станки – практически также выглядят. Только более новые какие-то, с ЧПУ. И со стрелками-указателями разными. Эх, даже прошлым дохнуло. Благодать-то какая. Для полной гармонии не хватало, разве что, главного технолога и нормировщика…….. Ну, и, ТОГО САМОГО добросовестного советского директора-начальника.
Ю.Ю. Шевчук.
Про директоров. Советских. А не про нынешнее фуфло блатное
Рассказывал высокопоставленный собеседник одного такого директора. Итак:
Война. Великая отечественная. А завод должен был изготовить определенную продукцию. К сроку. Но, срок был не выполнен, т.е. план – сорвали. Ну, вызывает И.В.Сталин этого самого директора к себе. Ага, в Москву, в приемную. И тот рассказывает. Сижу, мол, в приемной-то. Час-два… Секретаря спрашиваю – что, мол и как. А тот – не знаю – и отворачивается. Проходит еще час…
Тут – открывается дверь и показывается Берия: это вы – тот самый директор оттуда-то? Тот отвечает: да, я, тот самый. Берия уходит назад и закрывает дверь. Опять проходит час-два…
Потом вновь открывается дверь и вновь появляется Берия: идите сюда, говорит.
Ну, я, мол, иду. Вошел. Здравствуйте. Сел. А Сталин с Берией что-то там оживленно обсуждает, вообще не обращая внимания на гостя. Прошло еще минут 30… Тут Сталин (рассказывает директор) поворачивает голову в мою сторону и спрашивает: а это что за х**?
Берия ему объясняет: да, это директор из такого-то города, ему партия дала важное задание, а он не выполнил его, сорвал срок.
А-а, сказал Сталин. Ну, и дальше продолжил беседовать (или п***ь - в терминологии того директора) с Берией.
Прошло еще минут 15… Потом Сталин вдруг спрашивает Берия: слушай, а, может, расстреляем его?
Берия отвечает: да, Иосиф Висарионович, пожалуй, вы правы, надо его расстрелять. Он сорвал задание коммунистической партии и правительства, да и вообще… Дальше Сталин вновь продолжил обсуждение чего-то своего с Берией. Проходит еще минут 15…20…
А время тикало, а время капало…
Ю.Ю. Шевчук.
Тут Сталин, по рассказу того директора, вдруг повернул голову в (его) сторону и спрашивает Берию: слушай, а, может, не будем его расстреливать?...
Берия отвечает: так, может, и в самом деле, Иосиф Виссарионович, может, и не будем расстреливать, если он все-таки выполнит свое обещание и если выполнит задание, которое партия и правительство дали ему и его заводу.
Тут Сталин, пристально глядя на меня (на директора, т.е.), произносит: ладно, даем тебе ЕЩЕ ГОД. ПОНЯЛ? Но, если и еще за год не выполнишь, то тогда уж точно расстреляем. ПОНЯЛ?
Да, да, я понял, Иосиф Виссарионович, ответил директор. И – пошел на выход.
А наутро выпал снег
После долгого огня
………
То ли небыль, то ли – быль,
То ли вечность, то ли вонь.
Не пройти мне ответом
Там, где пулей – вопрос….
Ю.Ю. Шевчук.
В общем, после той встречи тот завод выполнил задание за 10 месяцев. А не за год. Досрочно, т.е. Стахановцами стали.
За пятилетний план.
ЗА - соцсоревнование
Рабочих и крестьян.
Советская песня.
Вот оно как было – работать-то по-сталински
Вот именно потому, как я уже вижу, и была затеяна перестройка, чтобы блатные не подвергались расстрелам за свою халатность, не говоря уже об их коррупции и бандитизме. Потому, что со сталинских времен их (блатных-то) накопилось немало, они достаточно размножились и увеличились. Экскременты - они, увы, размножаются весьма быстро. Вот и всё. Ну, для этого, как я уже писал, да, народу была временно дозволена некоторая свобода. До (сегодняшней) поры, конечно.
Эх….. Вот, помнится, был у нас Главный (безо всякой лести) технолог – Муса Усманович Гумеров. Умный и развитый человек был. Славно мы с ним работали.… Ну, пока его не уволили. УВЫ. Он, иной раз, помогал мне (хотя, вполне мог бы и не помогать) с уточнением моих чертежей, перед отдачей их в цех… Вот то Мастер-технолог был, в самом деле.
А пока я могу констатировать:
Да, до сих пор не удалось пока еще известному сказочному персонажу угробить, уничтожить российских токарей! Несмотря на разные взрывы/гексоген/полоний/убийства, Чечню и т.п. Все-таки они (токари) у нас в России еще есть, несмотря на. Руки коротки на то, сказкин. Понятно ли?... И я в этом убедился лично. Да, хорошие токари в Уфе (и, следовательно, в России) пока еще есть.
Впрочем, В. Бутусов уже давно предупреждал всех нас о том, что, в общем-то, наличие/отсутствие кого-либо в современной России - это вещь достаточно относительная и ее даже обсуждать-то не стоит:
Сколько песен ни петь, сколько водки ни пить -
Не дождаться конца тому, кто просто хочет жить
.......
И пока вы не откажетесь лизать ему зад -
Всё на свете будет, ребята, не так.
Т.е. пока есть в живых 3 царя (тот самый царь + его 2 подельника). Пока они не попадутся и не сдохнут. И здесь ему вторит, развивая мысль и придавая ей более конкретные очертания, А.Н. Илларионов: "преступников поймать, преступников судить, преступников наказать".
С уважением, Салимоненко Д.А.